"Нам давно пора признать, что бесплатных пряников на всех не хватает, дефицит средств на бесплатное здравоохранение в России составляет 20 процентов от стоимости всей программы государственных гарантий, в Томской области этот дефицит составляет более 50 процентов.
Бесплатная медицина сейчас существует лишь в умах граждан, не имеющих представления о реальном положении дел в учреждениях здравоохранения", - этими словами из выступления председателя областной Думы Бориса Мальцева заместитель губернатора по социальной политике Александр Дронников начал пресс-конференцию, посвященную проблемам реформирования медицинских учреждений Томской области.
На долю Александра Дронникова выпала самая "черная" работа. В течение двух ближайших месяцев ему предстоит ответить перед губернатором на вопрос: что делать? Какие принять меры, чтобы бюджетные средства, которых всегда и на всех не хватает, распределялись по назначению? А жизнь при этом диктует свои жесткие условия: либо изыскивать дополнительные средства, либо, следуя принципу "лучше меньше, да лучше", уменьшить количество лечебных учреждений - т.е. спровоцировать социальный взрыв. Третьего пути нет. Первого, как ни прискорбно, тоже: 950 миллионов рублей, которые выделены на здравоохранение в 2001 году по программе госгарантий, и так составляют четвертую часть областного бюджета, и возможности увеличить эту сумму не будет. Следовательно, путь один - сокращение.
Итак, администрация Томской области начала работу по поиску приемлемого решения проблемы здравоохранения в области. Для этого в декабре 2000 года губернатор Виктор Кресс обратился к Президенту с предложением попытаться разработать некую новую модель финансирования медицины. Президент, по словам Кресса, эту идею одобрил и дал поручение правительству, точнее, вице-премьеру Валентине Матвиенко, подготовить и внести соответствующие предложения с учетом мнения всех заинтересованных сторон: Минздрава России, Академии медицинских наук и администрации Томской области. Над выработкой предложений будет трудиться еще одна рабочая группа, созданная при областной администрации. В ее состав вошли представитель Томского филиала Академии медицинских наук, главный врач НИИ Кардиологии, представители Сибирского государственного медицинского университета, представители горздрава и облздрава. Возглавляет группу Александр Дронников.В Томске, кроме муниципального и областного здравоохранения, есть медицинские учреждения федерального значения: клиники НИИ онкологии, НИИ психического здоровья, НИИ фармакологии, генетики, кардиологии, клиники Медуниверситета и другие. Ситуация такова, что по объему бесплатной медицинской помощи населению эти учреждения загружены примерно на 30 процентов. Оставшиеся 70 процентов "медицинских мощностей" федеральных клиник частично заполняются за счет платных услуг, частично простаивают. Но при этом именно здесь сосредоточены самые лучшие кадры и установлено современное лечебное и диагностическое оборудование, следовательно, медицинская помощь оказывается наиболее квалифицированно. Идея областной власти, по словам Александра Дронникова, заключается в том, чтобы максимально загрузить работой федеральные клиники, а для этого перераспределить бюджетные средства по программе государственных гарантий. Часть денег на лечение больных пойдет из областного бюджета, часть - из федерального. Оставшаяся сумма средств областного фонда ОМС, по замыслу авторов идеи, должна быть распределена на конкурсной основе между областным и муниципальным здравоохранением. Вторая базовая идея заключается в уходе от дорогой и во многих случаях неэффективной стационарной помощи и ее замене на амбулаторно-поликлиническую с упором на дневные стационары.Таким образом, не нужно быть пророком, чтобы понять: ряд лечебных учреждений лишатся прежних объемов медицинской помощи, и для них встанет вопрос: либо распускаться, либо искать эффективные способы по зарабатыванию денег. Трудный вопрос, скорее всего, именно на этом этапе и споткнется рабочая группа. И дело здесь не столько в желании областной администрации закрывать всех подряд, сколько в ответственности. Из слов Александра Дронникова стало ясно, что он не хочет брать на себя функции вершителя судеб, что оправданно - чиновник не компетентен в методике лечения, практикуемой теми или иными больницами. Сказать же, какие учреждения работают эффективно, а какие - нет, могут только специалисты департамента здравоохранения, которые, в свою очередь, боятся такой ответственности, поскольку каждый работает по своему направлению и зачастую находится в хороших отношениях с руководителями лечебных учреждений. Все знают, что кого-то надо сократить, но кого, - сказать не могут. Александр Дронников уверен, что ему удастся заставить главных специалистов предоставить списки кандидатов на сокращение. Сегодня должно состояться совещание рабочей группы, где пока будут рассматриваться предложения главных специалистов по их видению системы здравоохранения Томской области в целом.Но на этом работа по претворению большого медицинского эксперимента в жизнь не заканчивается. Дальнейший механизм принятия решения долог и состоит из множества этапов. Потребуется около года, а то и больше, чтобы свести порой совершенно противоречащие друг другу предложения в единое целое, это признает и сам Александр Дронников. Сначала решение рабочей группы будет вынесено на координационный совет при губернаторе, который и будет разрабатывать окончательный вариант предложений по изменениям системы томского здравоохранения. Далее документ попадет в рабочую группу Минздрава, потом пройдет согласование в Правительстве России, наконец, его должен будет утвердить Владимир Путин. Вероятно, понадобится вносить изменения в законодательство, следовательно, может подключиться и Госдума. При этом никто не даст гарантии, что в итоге получится именно то, что ожидалось сначала.Аркадий Круглов