Неупорядоченность и бесконтрольность многоканальной системы государственного финансирования (как за счет средств ОМС, так и за счет средств бюджета), несогласованность, как управленческая, так и финансовая, являются главными проблемами в здравоохранении Томской области.

Именно поэтому губернатор Виктор Кресс 4 декабря 2000 года и обратился к Президенту страны с предложением о проведении в регионе крупномасштабного эксперимента по изменению всей системы здравоохранения.
Директор областного фонда ОМС Евгений Яловега, имеющий собственное мнение по проблемам томской медицины, не видит острой необходимости серьезным образом изменять законодательную базу и реформировать здравоохранение на территории отдельного субъекта Федерации. Речь, однако, не о том, что в области нет проблем, которые можно было бы решить законодательно, они есть, но некоторые из них можно было бы решить в оперативном порядке, а какие-то решатся сами собой. Но поскольку губернатор принял решение и поручил специалистам фонда разработать модель реформы, то эти предложения были подготовлены и легли в основу медицинской реформы.
Суть предложений: Первое. Давно назрела проблема фактической неуправляемости страховых компаний, которые работают на территории Томской области. В силу договорных отношений фонд ОМС не имеет над ними никакого административного влияния. При нормальных цивилизованных рыночных отношениях это, может быть, и нормально, но на сегодняшний день при серьезном недостатке денежных средств, когда страховым компаниям рекомендуется со стороны фонда и государственных органов направлять средства в определенные больницы, а они предпочитают другие приоритеты - это вызывает недовольство. Евгений Яловега предлагает восстановить управленческую и финансовую вертикали: передать функцию финансирования учреждений здравоохранения в руки фонда ОМС. При этом страховые компании будут по-прежнему защищать права застрахованных и выдавать полисы. Для этого нужно внести изменения в действующее федеральное законодательство в рамках эксперимента, указом Президент это сделать может.
В части управленческой вертикали, она заканчивается на уровне местного самоуправления. В Томской области городское управление здравоохранения и главные врачи районов уже не подчиняются принимаемым в минздраве и облздраве решениям. В прошлом году фонд ОМС и областной департамент здравоохранения столкнулся с большой проблемой при распределении объемов медицинской помощи.
Алгоритм действий, который предлагает фонд ОМС выглядит следующим образом: максимально загрузить федеральные клиники. Однако, если наложить требуемые объемы бесплатной медицинской помощи, которые посчитаны и необходимы для удовлетворения потребностей населения, на существующую сеть медицинских учреждений, то получится, что денег на всех не хватит. Следовательно, необходимо определить приоритеты: сначала федеральные клиники, затем специализированные и крупные лечебные учреждения, оставшиеся объемы отдать учреждениям здравоохранения, исходя из их особенностей: местонахождения, материально-технического оснащения, квалификации персонала, социальной значимости и т.д. В результате этого часть ЛПУ высвободятся и их судьбу необходимо решать. Этот вопрос уже сейчас частично решается в ходе структурных изменений. В частности, в 2000 году стационар томской медсанчасти N1 была перепрофилирован под хоспис, из муниципальной собственности в ООО была выведена медсанчасть N3, вопрос о продаже в частные
руки еще нескольких муниципальных учреждений решается и сейчас.
Алгоритм простой, и, по мнению Евгения Яловеги, абсолютно правильный. Однако, проблема появилась, откуда ее не ждали. Федеральные лечебные учреждения, когда узнали об идее их максимальной загрузки, заявили о своей неготовности к работе в новых условиях. Кроме этого, в фонде ОМС предполагают, что руководители федеральных клиник испугались того, что по новой системе при финансировании из областного бюджета и фонда ОМС объемы средств, получаемых из федерального бюджета должны будут учитываться. Это примерно 150 - 200 миллионов рублей в год, которые никогда не рассматривались ранее при ежегодном определении объемов медицинской помощи. Евгений Яловега подозревает, что федеральные клиники при этом ведут "двойную" бухгалтерию, оказывая медицинскую помощь исключительно на платной основе, при этом получая за больных деньги из центра. Возможно, что в Москве думают, что федеральные учреждения оказывают на территории абсолютно всю медицинскую помощь и выделяют им на это деньги. Если станет
известно, что все иначе, и на самом деле реальные объемы бесплатной помощи в Томской области не так уж и велики, то будет большой скандал.
Аркадий Круглов


«Северная звезда» открыла новый корпус фармацевтического завода в Низино

Компания «Северная звезда» обзавелась вторым корпусом предприятия в Низино в Ломоносовском районе. Как сообщили в пресс-службе правительства Ленобласти, там будут производить жидкие лекарственные препараты.

 
Косфарма Косфарма
Канонфарма Канонфарма
Карипаин Карипаин
Авилон ФК Авилон ФК
МНТК Хирургия глаза МНТК Хирургия глаза
Пальма Пальма
ЯФФ ЯФФ
Пептид-Био Пептид-Био
Ретиноиды Ретиноиды
Органика Органика
ЙОТТА-ФАРМ ЙОТТА-ФАРМ
Дальхимфарм Дальхимфарм
Северная Звезда Северная Звезда
АО ПЕПТЕК АО ПЕПТЕК