Внесение некоторых изменений в третий антимонопольный проект, который Госдума приняла в первом чтении 9 сентября с.г., напрямую зависело от процессов, происходящих на фармацевтическом рынке страны. Об этом сообщил начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС РФ Тимофей Нижегородцев 18 октября на конференции по интеграции регулирования обращения ЛС в условиях таможенного союза, организованной СПФО.
Уточнений будет много, они прописаны на 60 страницах, в основном, поправки будут касаться соглашений, согласованных действий, картелей и группы лиц, в законе появится определение группы лиц. В целом, по словам Т. Нижегородцева, антимонопольное законодательство будет смягчаться, уходить от таких строгих мер, как уголовная ответственность. Планируется, что уголовное преследование теперь будет касаться только картелей, а именно горизонтальных соглашений между конкурирующими на рынке компаниями.
Согласно нынешнему законодательству, сейчас ФАС может уголовно преследовать вообще за любые соглашения. Кроме того, эта норма будет работать в том случае, если ФАС докажет прямое влияние этих действий на уровень конкуренции товарного рынка. «ФАС важно будет доказать не только факт самого существования соглашения, но и тот факт, что это соглашение и его реализация приводят к ограничению конкуренции на рынке. Это усложняет нашу работу, но защитит права участников рынка»,- комментирует Т. Нижегородцев.
Кроме того, по его словам, в антимонопольном законодательстве прописан запрет на соглашения между группой лиц, уточняется это определение, из него убирается все, что, например, связано с родством. «Согласно новому законопроекту, недобросовестные соглашения не будут касаться компаний, состоящих внутри одной группы лиц»,- подчеркивает представитель ФАС.
Также, по его словам, в третьем антимонопольном проекте появляется мера, которая была продиктована особенностями фармацевтического рынка. Эта норма, связанна с доминированием компании на рынке. «Если компания доминирует на рынке, ФАС вправе предписать ей разработку коммерческой политики по условиям отбора контрагентов, эту информацию компания обязана разместить на своем сайте для неопределенного круга лиц. Эта норма коснется всех рынков, но, как отмечает Т. Нижегородцев, продиктована она была, в первую очередь, проблемами на фармацевтическом рынке.
«Очень многие действия фармацевтических компаний, совершаемые в рамках адвокатирования и лоббирования, можно позиционировать как коррупционные. Свои выплаты чиновникам и органам, формирующим технические задания под конкретные лоты, а также специалистам, которые перед регистрацией ЛС манипулируют формой выпуска и дозировкой, сами компании объясняют сложным рынком и дремучим законодательством», - говорит Т. Нижегородцев.
То же самое, по
его словам, происходит при формировании конкурсной документации,
сроков годности. В настоящее время, информацию об этом сотрудники ФАС РФ
донесли до посольства и минюста США. «Также об этом мы расскажем
руководителям глобальных фармкорпораций, чтобы те понимали, с чем они
сталкиваются, когда получают отчеты от московских представительств», -
говорит Тимофей Нижегородцев.