По данным рейтинга INFOLine&Retailer Russia TOP-100, подготовленного ИА INFOLine совместно с ИД Retailer, в 2012 году темпы роста фармацевтического рынка в физическом выражении (товар в штуках) не превысят 2-3%, а в рублевом выражении вырастут на 15%, то есть окажутся чуть выше результатов 2011 года – 14,1%. Безусловно, в сравнении с 2007-2009 гг., когда рост цен находился в диапазоне от 12 до 30%, динамика не столь ощутима, но все равно существенна, особенно если учесть, что с 2010 года аптечный бизнес находится под обременением: жесткое госрегулирование цен на жизненно важные препараты и повышение налоговой нагрузки.
Увеличение объемов продаж в 2011-12 годах обусловлено, прежде всего,
ростом цен на лекарственные средства причем как в сегменте препаратов,
не относящихся к жизненно необходимым и важнейшим лекарственным
препаратам, так и тех, которые подпадают под механизм государственного
регулирования цен. Продажи дешевых лекарственных средств (менее 75 руб.
за упаковку) сократились, а дорогих – (более 600 руб. за упаковку),
наоборот, увеличились. При этом объем продаж лекарственных средств в
натуральном выражении (в упаковках) увеличился всего на 1%. По итогам
прошлогоднего INFOLine&Retailer Russia TOP-100, в тройку товаров,
пользующихся наибольшим спросом у покупателей, вошли арбидол,
кодеиносодержащие препараты и виагра.
Так как в I квартале 2011 года большая часть аптек продемонстрировали
отрицательную или нулевую динамику, то для повышения рентабельности
бизнеса аптеки вынуждены были изменить ассортимент и активно расширять
долю лекарственных средств, не подпадающих под госрегулирование цен. Как
заметил на INFOLine&Retailer Russia TOP-100 DAY Антон Володькин,
директор по маркетингу аптечной сети «36,6», «повышение маржинальности
продаж аптечный бизнес нашел вне сферы лекарственных средств, а в таких
сегментах, как парафармация, косметика и собственные торговые марки».
Аптечная сеть «36,6» первая в своем сегменте запустила линейку продуктов
под собственным брендом.