В связи с принятием во втором чтении законопроекта "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", первый заместитель руководителя фракции "Единая Россия", член Комитета Госдумы по охране здоровья, заслуженный врач РФ Татьяна Яковлева отметила:
Ни у кого не вызывает сомнений тезис: базовые нормы, относящиеся к охране здоровья населения, надо обновить. Действующее законодательство складывалось довольно давно, его ключевые положения формировались в период, совершенно отличный на нынешнего. А значит, настала пора прекращения точечных правок действующих основ. Нужна полная "перезагрузка", законодательная модернизация, тем более актуальная в период модернизации самой сферы. Поэтому необходимость нового закона "Об охране здоровья граждан" очевидна для всех.
В принципе, представленный правительством РФ законопроект - это правильный путь. Важно пройти его без потерь, подстелив в самых жестких местах соломки. Долгое время в числе спорных и даже болезненных находился вопрос разграничения полномочий. Законопроект подразумевает передачу части полномочий муниципалитетов в сфере здравоохранения на более высокий уровень – уровень субъекта Федерации. Это требуется для выравнивания качества оказания медпомощи.
Ведь на сегодняшний день у разных муниципальных образований — разный бюджет, разные возможности. А в результате вводимых изменений будет усилен госконтроль за функционированием системы. Но самое главное - передача полномочий от муниципалитетов субъектам позволит в каждом регионе добиться единого для страны уровня медицинской помощи. Так как автоматически будут ликвидированы риски, связанные с неодинаковой развитостью муниципалитетов, их различными финансовыми возможностями, разными методологиями и стандартами оказания медпомощи.
Вводимая новация позволит выстроить вертикаль в области управления здравоохранением. К тому же законодательный орган региона правомочен принять свои нормативно-правовые акты, регулирующие систему организации медицинской помощи с учетом региональных особенностей. Например, делегировать ряд полномочий муниципальным учреждениям. При этом с обязательным финансированием!
На мой взгляд, было бы крайне продуктивно, если бы в числе делегированных полномочий оказались мероприятия по профилактике, по масштабной санитарно-просветительской работы среди населения, по организации физкультурно-оздоровительных соревнований. В силах именно муниципалитетов создать условия для оборудования спортивных площадок, для организации здорового питания, для обеспечения здоровой окружающей среды. Именно по такой схеме работают многие муниципальные образования в Европе.
Для реализации этой статьи законопроект предусматривает переходный период — до 1 января 2013 года, чтобы за это время были не только делегированы полномочия, но и отработаны новые схемы работы, решены какие-то спорные вопросы между органами региональной власти и органами местного самоуправления.