Различные аналитические исследования последних лет год за годом фиксируют существенный прирост трафика рунета по категории «Медицина и здоровье». По данным Рамблер Топ 100
почти половина пользователей медицинского сектора в рунете регулярно просматривают медицинские сайты в целяхознакомления илиобращаются к ним, когда болеют. Почти 40% пользователей сообщили, что всегда проверяют рекомендации врачей в интернете, а 33% опрошенных обращаются к интернету «если рекомендации врача вызывают сомнения».Восходящий тренд фиксируется аналитиками и в сегменте
продажи медикаментов онлайн. Аптечный интернетритейл в последние пару лет ежегодно увеличивается более чем на 30%,а его доля в общем объеме аптечных продаж в настоящее время составляет около 0,9%.Для сравнения,рост обычного аптечного сектора за такой же период составляет 12-15%.При этом, парадоксальным образом, в нынешнем российском законодательстве не существует такого понятия, как «интернет-аптека». Но, несмотря на это,в каталоге поисковой системы Яндекс в разделе «Интернет-аптеки» числится примерно 260 сайтов. Из них на долюонлайн аптек приходится около 25%, а остальные интернет - магазины данной категории торгуют контактными линзами или медицинской техникой.Самым распространенным способом организации продаж лекарств через интернет является оформление он-лайн заказов в уже существующей торговой точке -в обычной аптеке. В этом случае интернет аптека выступает какдополнительнаявитрина. Доставку лекарств осуществляет курьер, который выступает в качестве посредника между аптекой и пациентом, что позволяет избежать нарушений законодательства.Другимвариантоморганизации продажилекарствчерез интернет являются порталы поиска и бронирования медикаментов с выдачей заказа офлайн, в пункте самовывоза. Помимо этого на рынке присутствуют иклассические варианты интернет аптек, не имеющие собственных точек офлайн продажи и работающие сейчас, скорее всего, нелегально.Если данное направление все же узаконят, то онлайн продажи медикаментов станут весьма перспективнымнаправлением дальнейшего развития аптечного бизнеса.К примеру, одним из основных потребительских сегментов для аптек являютсяпациенты схроническими заболеваниями,которые регулярно покупают одни и те же лекарственные препараты, и перенос их обслуживания в интернет сможет,по некоторым данным, претендоватьна 60% от маржи, остающейся сейчас в аптечной рознице.Но пока в Росздравнадзоре полагают, что продажи медикаментов в сети сложно контролировать, а лекарства, продающиеся через интернет, чаще оказываются поддельными. Также чиновники опасаются проблем, возникающих при хранении и транспортировке термолабильных исветочувствительных препаратов.В связи с этими ограничениями, интернет на фармрынке используетсясегодня игроками не столько для электронной коммерции, сколько для распространения информации и продвижения своей продукции и услуг.Информация всегдаявлялась одним из ключевых факторов, определяющих развитие медицинской и фармацевтической отраслей. Однако, бурное развитие интернета, происходящее в последнее десятилетие, существенно изменило парадигму медицинской информационной среды.Ее отличительным чертами стали многоканальность, а также появление быстрорастущего сегмента информированных пациентов.Пациенту, которыйхочет узнать о тех или иных симптомах, заболеваниях илипрепаратах,интернет предлагает сегодня множество ресурсов медицинской тематики, включающих какконтентные сайты, так и социальные медиа. Последние представляет собой сложную информационную смесь из фактов и мнений,возникающую в процессе общения посетителей соцсети ивыработке ими общего мнения сообщества по тому или иному вопросу.Стихийность возникновения этой информации и вытекающая из этого невозможность полностью контролироватьпроцессы ее формирования и распространения,заставляет всех участников медфармрынкавносить коррективы в свою маркетинговую политику и разрабатывать новые стратегии продвижения своих товаров и услуг.Залогом успеха этих стратегий является понимание того, что отзывы и мнения о том или ином препарате по-прежнему остаются важнейшим элементом, стимулирующим его сбыт, однако скорость их распространения, благодаря социальным медиа, возросла многократно.Движение на большой скорости, как известно,имеет свои достоинства и недостатки. Подобно вирусув интернете может распространятьсяне только позитивная, но и негативная информация. И для того, чтобы управлять информационными потокамии иметь возможность, при необходимости, вовремя переломить негативную тенденцию,необходимо иметь заранее заготовленную инфраструктуру из различных влиятельных в ресурсов медицинской направленности.Среди них особую ценность приобретают площадки,позволяющие,не только публиковать информационные сообщения, но и получать обратную связь от пользователей и, в идеале, вступатьс ними неформальный диалог.Как и в любом другом деле, понимание того, как правильно использовать этот новый инструментарий приходит с опытом.Для того, чтобы выйти на максимальную отдачу, нужно как можно раньше начать движение покривой обучения (learning curve), и в процессе этого движения методом проб и ошибок определитьнаиболее эффективные способы привлечения и вовлечения целевой аудитории для своего бренда.