Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Сергея Степашина 9 декабря рассмотрела результаты мониторинга эффективности использования бюджетных средств, направляемых на закупку товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд в III квартале 2011 г.
На Коллегии отмечалось, что существенного повышения эффективности
закупок в III квартале 2011 г. не произошло. Действующие нормы
российского законодательства в области госзакупок по-прежнему не
обеспечивают единство подходов к регулированию всего цикла
государственных и муниципальных закупок. Пробелы в правовом
регулировании отдельных закупочных этапов и процессов допускают
возможность оплаты невыполненных работ, необоснованного завышения цен и
заключения контрактов с заведомо некомпетентными и недобросовестными
исполнителями.
В СП надеются, что исправить ситуацию поможет скорейшее
реформирование законодательного регулирования госзакупок и переход на
федеральную контрактную систему, позволяющую эффективно использовать
ресурсы и получать надлежащее качество поставляемых товаров, работ и
услуг.
На Коллегии отмечалось, что сумма расходов бюджетных средств,
произведенных с нарушением требований нормативных правовых актов,
регламентирующих порядок закупки товаров, работ и услуг для
государственных и муниципальных нужд, в III квартале 2011 года составила
8,5 млрд. руб.
Принимаемые меры по совершенствованию норм Федерального закона №
94-ФЗ не обеспечили исключения коррупционных рисков при размещении
заказов на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд. В СП
считают, что сохранению коррупционных рисков способствует также
отсутствие нормативно определенных типовых государственных контрактов.
В Минэкономразвития также рассчитывают, что в целом создание
федеральной контрактной системы позволит повысить эффективность
госзаказа за счет использования современных инновационных методов
управления госзакупками. Кроме того, может быть установлена постоянно
действующая обратная связь от исполнителя к заказчику, а также
федеральными органами исполнительной власти на основе мониторинга всего
жизненного цикла государственного контракта. Контрактная система
позволит своевременно выявлять госконтракты с существенными отклонениями
от параметров аналогичных госконтрактов.
Проект федерального закона «О федеральной контрактной системе» в настоящий момент проходит общественное обсуждение.
федерального закона «О федеральной контрактной системе»