Массовая проверка оптовых аптечных складов на территории 32 субъектов РФ, проведенная в июле – августе 2008 г. Управлением лицензирования и правового обеспечения Росздравнадзора совместно с ТУ Росздравнадзора позволила выявить 62 организации, которые не осуществляют оптовую торговлю лекарственными средствами в тех местах, которые указаны в приложениях к предоставленным лицензиям. Эта деятельность не только является грубым нарушением лицензионных требований и условий, установленных законодательством, но и граничит с незаконным предпринимательством (ст. 172 УК РФ) или лжепредпринимательством (ст. 173 УК РФ), т.е. созданием коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность.
ТУ Росздравнадзора предписано принять необходимые меры по привлечению виновных к административной ответственности. Все организации, осуществляющие фармацевтическую деятельность вне мест, предусмотренных в приложениях к лицензиям, информированы о необходимости направить в лицензирующие органы заявления о прекращении фармацевтической деятельности либо о переоформлении лицензий.
Полученные в результате проверок сведения о «мертвых юридических душах» направлены также в МВД России для решения вопроса о необходимости дальнейших проверок и привлечения нарушителей к уголовной ответственности.«Фантомные» аптечные склады могут создаваться для получения кредитов, освобождения от налогов, прикрытия запрещенной деятельности, наносящей крупный ущерб гражданам, организациям или государству: торговля фальсифицированными, контрафактными или недоброкачественными лекарствами, незаконное обращение наркотиков, «отмывание» денег.Начальник Управления лицензирования и правового обеспечения Росздравнадзора, доктор юридических наук Сергей Максимов:Одной из основных функций Росздравнадзора является обеспечение лицензионного контроля за деятельностью, связанной с обращением лекарственных средств. Важнейшая задача такого контроля – обеспечение прав граждан на качественную лекарственную помощь.Оптовая торговля лекарствами в РФ сегодня осуществляется почти 2600 организациями, большинство из которых являются добросовестными поставщиками медикаментов. Однако готовность этого сегмента рынка к саморегулированию не стоит переоценивать. К сожалению, доля тех, кто ради прибыли, может пойти на преступление, создающее угрозу здоровью граждан, достаточно велика для того, чтобы можно было перейти на уведомительный порядок осуществления оптовой и розничной торговли лекарствами.Некоторые «горячие головы» сегодня не прочь злоупотребить идеей снижения административных барьеров для малого и среднего бизнеса и разрушить систему государственного надзора. В таком развитии событий меньше всего заинтересованы пациенты и добросовестные дистрибьюторы лекарственных средств, которые на следующий день после упразднения лицензионного контроля в этой сфере будут вынуждены на равных конкурировать с мошенниками, получившими лицензию на торговлю через аптечный склад с целью легализации поставок фальсифицированных, контрафактных и недоброкачественных лекарственных средств.