По данным исследования фармрынка,
проведенного одним из ведущих маркетинговых агентств DSM Group, в
2009 г., несмотря на снижение ВВП и основных экономических
показателей, российский фармацевтический рынок вырос в национальной
валюте. Объем фармрынка в 2009 году составил 538 млрд. руб. (включая
НДС) в ценах конечного потребления, что на 18% больше, чем годом
ранее. За этот же период ВВП снизился на 8%.
Как отмечается в
аналитическом обзоре «Фармацевтический рынок России. Итоги 2009 года»,
фармацевтический рынок России делится на: коммерческий сегмент
лекарств, сегмент нелекарственного ассортимента (парафармацевтика) и
государственный сегмент лекарств.
Рост зафиксирован во всех
трех сегментах, при этом коммерческий сегмент вырос на 22%, в основном
за счет увеличения цен, вызванного ростом затрат на импорт препаратов в
условиях ослабления национальной валюты.
Государственный
сегмент вырос на 11%, рост в парафармацевтике составил 15%. Объем
продаж в коммерческом сегменте составил примерно 290 млрд. рублей (9,1
млрд. долл.), продажи в государственном сегменте составили около 133
млрд рублей (4,2 млрд. долл.), в сегменте парафармацевтики – около 116
млрд. руб. (3,7 млрд. долл.).
По прогнозу DSM Group, российский
фармацевтический рынок вырастет в 2010 г. более чем на 11% в руб. и на
16% в долл. и достигнет уровня около 600 млрд. руб. или 20 млрд.
долларов. Более существенного роста стоит ждать в 2011 г., когда будут
преодолены все трудности кризисных годов.
По прогнозу DSM,
ключевыми драйверами рынка в течение ближайших 10 лет станут:
- Развитие программы ДЛО;
- Введение добровольного
фармстрахования;
- Модернизация системы обеспечения
лекарствами ЛПУ;
- Рост потребления ЛС на душу населения.