Конец года - самое время оценить основные итоги 2011 года для российского фармацевтического рынка. Первое, что приходит на ум при рассмотрении того, как изменился рынок, а также оценок, того, куда он движется, - это последствия регуляторных изменений, произошедших еще в 2010 году. Главных было два - введение нового порядка регулирования ценообразования для препаратов, входящих в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), а также принятие Закона «Об обращении лекарственных средств».

Положение нашего рынка, развитость систем возмещения, уровень

потребления и качество лекарственной помощи в России все еще заметно

отстают от развитых стран. Поэтому про нашу регуляторную систему мы

привыкли говорить в аналогичном ключе. И совершенно справедливо было бы

ожидать постепенного сближения регуляторных практик в России и Европе.

Но тут возникает двойственное чувство. Одни и те же действующие

нормативные документы могут одновременно приближать российскую

действительность к европейской модели и отдалять ее еще дальше. То есть

национальные особенности, часто выражающиеся в непоследовательности

принятия решений и отсутствии внятной «дорожной карты», превалируют над

отработанными на Западе моделями. И возможно, это не всегда плохо.

Так, с одной стороны, Закон «Об обращении лекарственных средств»

содержит четкие указания по срокам процедур регистрации, но с другой -

ввел в практику дорогую, неповоротливую и в основе своей непрозрачную

процедуру проведения фактически повторных клинических исследований для

импортных препаратов на территории РФ. Одновременно с введением этого

правила было ограничено количество центров, имеющих право проводить

подобную работу.

Результат потребители могут ощутить уже сегодня - ставшая по закону

прозрачной процедура регистрации (а это важнейших шаг к расширению

выбора лекарственных средств для граждан страны) остается такой же

непрозрачной системой, в которой «застряли» сотни досье как новых, так и

уже присутствующих на рынке ЛС. Кстати, этот фактор стал важной

составляющей общего негативного фона, сдерживающей развитие российского

рынка в 2011 году - ведь потребление новых препаратов, закрывающих ранее

не удовлетворенный спрос, является одной из составляющих роста рынка. В

общем, ситуация напоминает затянувшийся кризис. Остается надеяться, что

в 2012 году будут найдены решения, способствующие нормализации

ситуации.

Большинство национальных рынков в Европе находятся в более или менее

жестких тисках регулирования цен на медикаменты. С 2010 года этот

инструмент сдерживает коммерческую инициативу и участников российского

фармрынка. Производители обязаны регистрировать цены на препараты из

списка ЖНВЛП, дистрибьюторы и розничные сети не имеют права

устанавливать наценку выше лимита для данного региона. Мера приносит

результат - цены на лекарства из перечня второй год подряд практически

не повышаются.

Однако в отличие от Европы в России около 40% рецептурных

медикаментов приобретается за счет средств граждан. Однако даже при

снижении цен потребитель вряд ли обрадуется исчезновению с прилавка

препаратов, которые стали для него привычными и дают необходимый эффект.

Такая перспектива сейчас как никогда актуальна - несмотря на

адекватность самой идеи ценового регулирования, в России отсутствует ряд

механизмов, являющихся важнейшими элементами систем контроля за ценами в

Европе.

Ключевые из них - это система возмещения за потребленные ЛС

(reimbursement), а также процедуры переговоров между представителями

регулятора и фармкомпаний для установления справедливой цены на тот или

иной препарат, в котором может быть заинтересован широкий круг

пациентов. Новое ценовое регулирование, направленное также на

сдерживание роста цен в коммерческом сегменте, привело еще к двум

эффектам, которые вряд ли входили в замысел инициаторов. Первый -

стремление участников товаропроводящей цепочки продавать те торговые

марки, которые приносят больше прибыли, а также заметное увеличение

средних цен на наиболее дешевые препараты, вызванное особенностями

процедуры регистрации цен.

Большую пищу для размышлений дают результаты 2011 года с точки зрения

цены, как главного фактора при осуществлении государственных закупок.

Здесь в единый клубок сплетены и заинтересованность пациентов в

получении действенной лекарственной помощи, и интерес регулятора в

эффективном расходовании средств, и коммерческие интересы компаний.

Дешево - не всегда хорошо, и дешевизна не всегда свидетельствует о

победе справедливости над алчностью. Это можно сказать и про лекарства

тоже. Распутать этот узел безболезненно вряд ли получится, но

необходимость сбалансировать интересы стала острой как никогда.

Фармрынок никогда не был местом, где выбор потребителя определялся в

первую очередь ценовой эластичностью. Однако социально-экономические

данные за 2011 год заставляют вспомнить об этой характеристике спроса.

На фоне опережающего роста издержек и общей реальной инфляции в

потребительском секторе цены на лекарства перестали быть инструментом

компенсации роста издержек и обеспечения развития производства. В

среднесрочной перспективе росту потребления лекарств угрожает снижение

темпов роста доходов и пенсий в РФ, о чем свидетельствуют данные

Росстата. В результате темпы роста рынка в 2011 году вряд ли превысят

10-12% в рублевом эквиваленте, что будет обеспечено некоторым ростом

потребления (в пределах 2%), перераспределением спроса в сторону более

дорогих препаратов, а также заметным повышением цен в секторе,

находящемся вне зоны ценового регулирования.

Несмотря на тревогу по поводу развития рыночных тенденций, в 2011

году было немало событий, которые определяют и долгосрочные перспективы

российского фармрынка. В 2011 году был поставлен рекорд по количеству

заявлений иностранных компаний о готовности к локализации производства в

России. Среди них - несколько мультинациональных игроков, что можно

оценить как совершенно новое явление.

В бюджетном секторе предпосылок для резкого роста финансирования

программ обеспечения необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС) и «7

нозологий» на федеральном уровне нет. Значит, реальнее всего

рассчитывать на то, что рынок будет расти в пределах 12-15%. В целом

объем российского фармацевтического рынка в 2012 году достигнет примерно

25 млрд долларов.

Рассмотрим итоги 2011 года и прогноз на 2012 год более детально в

привязке к основным секторам российского фармрынка. Прогноз строился на

основании данных о динамике рынка и его основных секторов за прошедшие

периоды, а также данных о запланированных государственных расходах и

прогнозов общей экономической ситуации в РФ в 2011-2012 годах.

Коммерческий розничный сектор

В 2011 году в числе основных тенденций, характеризующих рынок, необходимо отметить следующие.

  • Начавшийся рост цен на лекарственные средства. Среднемесячный темп

    роста цены в январе - сентябре 2011 года для ЖНВЛП составил 0,3%, для не

    ЖНВЛП - 0,8%. В сентябре 2011 года цены на ЖНВЛП увеличились на 2% по

    сравнению с аналогичным периодом предыдущего года; цены на не ЖНВЛП

    выросли на 9%.

  • Снижение продаж дешевых ЛС (дешевле 75 руб. за упаковку) и увеличение продаж дорогих ЛС (дороже 600 руб. за упаковку).

В случае сохранения макроэкономических показателей на текущем уровне

(рост ВВП - 3,5-4%, рост реальных доходов - 4-5,8%) сохранятся и

тенденции рынка, сложившиеся в 2011 году: продолжится снижение спроса на

дешевые препараты (в результате прирост объема рынка в натуральном

выражении будет невысоким - 2-3,2%), увеличение спроса на дорогие ЛС и

инфляционный рост цен, в результате чего прирост объемов рынка в

стоимостном выражении составит 14-17%.

Сектор льготного лекарственного обеспечения

Основными тенденциями на рынке льготного лекарственного обеспечения в 2011 году стали:

  • Увеличение темпов роста рынка ОНЛС в натуральном выражении в результате мер, направленных на удержание льготников в программе.
  • Снижение цен на препараты, отпускаемые по программе ОНЛС: в январе -

    сентябре 2011 года цены снизились на 10% по сравнению с показателями

    того же периода предыдущего года.

  • Импортозамещение в программе ОНЛС: доля препаратов локального

    производства увеличилась на 2,8% в стоимостном и на 1,8% в натуральном

    выражении.

  • Увеличение количества участников подпрограммы «7 нозологий».
  • Уменьшение средней цены на лекарственные средства, отпускаемые по

    программе «7 нозологий», в связи со сдерживанием цен и с увеличением

    объемов закупок более дешевых локальных препаратов.

В 2012 году ожидаемый прирост сегмента ОНЛС по базовому сценарию

составит 12-14% в стоимостном и от -2 до +2% в натуральном выражении.

Сектор госпитальных закупок лекарственных препаратов

В госпитальном секторе в 2011 году было отмечено увеличение закупок

препаратов для лечения онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний,

препаратов, влияющих на свертываемость крови, и противомикробных

средств - то есть лекарств, предназначенных для лечения социально

значимых заболеваний, на борьбу с которыми в настоящее время выделяются

значительные средства в рамках ряда федеральных и региональных программ.

По итогам 2011 года рынок госпитальных закупок ЛС достигнет 4,6 млрд

долларов, к 2012 году его объем превысит 5 млрд долларов.

 


«Северная звезда» открыла новый корпус фармацевтического завода в Низино

Компания «Северная звезда» обзавелась вторым корпусом предприятия в Низино в Ломоносовском районе. Как сообщили в пресс-службе правительства Ленобласти, там будут производить жидкие лекарственные препараты.

 
Авилон ФК Авилон ФК
Канонфарма Канонфарма
МНТК Хирургия глаза МНТК Хирургия глаза
Северная Звезда Северная Звезда
Пальма Пальма
Пептид-Био Пептид-Био
ЙОТТА-ФАРМ ЙОТТА-ФАРМ
ЯФФ ЯФФ
Ретиноиды Ретиноиды
Карипаин Карипаин
АО ПЕПТЕК АО ПЕПТЕК
Косфарма Косфарма
Органика Органика
Дальхимфарм Дальхимфарм