Конец года - самое время оценить основные итоги 2011 года для российского фармацевтического рынка. Первое, что приходит на ум при рассмотрении того, как изменился рынок, а также оценок, того, куда он движется, - это последствия регуляторных изменений, произошедших еще в 2010 году. Главных было два - введение нового порядка регулирования ценообразования для препаратов, входящих в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), а также принятие Закона «Об обращении лекарственных средств».
Положение нашего рынка, развитость систем возмещения, уровень
потребления и качество лекарственной помощи в России все еще заметно
отстают от развитых стран. Поэтому про нашу регуляторную систему мы
привыкли говорить в аналогичном ключе. И совершенно справедливо было бы
ожидать постепенного сближения регуляторных практик в России и Европе.
Но тут возникает двойственное чувство. Одни и те же действующие
нормативные документы могут одновременно приближать российскую
действительность к европейской модели и отдалять ее еще дальше. То есть
национальные особенности, часто выражающиеся в непоследовательности
принятия решений и отсутствии внятной «дорожной карты», превалируют над
отработанными на Западе моделями. И возможно, это не всегда плохо.
Так, с одной стороны, Закон «Об обращении лекарственных средств»
содержит четкие указания по срокам процедур регистрации, но с другой -
ввел в практику дорогую, неповоротливую и в основе своей непрозрачную
процедуру проведения фактически повторных клинических исследований для
импортных препаратов на территории РФ. Одновременно с введением этого
правила было ограничено количество центров, имеющих право проводить
подобную работу.
Результат потребители могут ощутить уже сегодня - ставшая по закону
прозрачной процедура регистрации (а это важнейших шаг к расширению
выбора лекарственных средств для граждан страны) остается такой же
непрозрачной системой, в которой «застряли» сотни досье как новых, так и
уже присутствующих на рынке ЛС. Кстати, этот фактор стал важной
составляющей общего негативного фона, сдерживающей развитие российского
рынка в 2011 году - ведь потребление новых препаратов, закрывающих ранее
не удовлетворенный спрос, является одной из составляющих роста рынка. В
общем, ситуация напоминает затянувшийся кризис. Остается надеяться, что
в 2012 году будут найдены решения, способствующие нормализации
ситуации.
Большинство национальных рынков в Европе находятся в более или менее
жестких тисках регулирования цен на медикаменты. С 2010 года этот
инструмент сдерживает коммерческую инициативу и участников российского
фармрынка. Производители обязаны регистрировать цены на препараты из
списка ЖНВЛП, дистрибьюторы и розничные сети не имеют права
устанавливать наценку выше лимита для данного региона. Мера приносит
результат - цены на лекарства из перечня второй год подряд практически
не повышаются.
Однако в отличие от Европы в России около 40% рецептурных
медикаментов приобретается за счет средств граждан. Однако даже при
снижении цен потребитель вряд ли обрадуется исчезновению с прилавка
препаратов, которые стали для него привычными и дают необходимый эффект.
Такая перспектива сейчас как никогда актуальна - несмотря на
адекватность самой идеи ценового регулирования, в России отсутствует ряд
механизмов, являющихся важнейшими элементами систем контроля за ценами в
Европе.
Ключевые из них - это система возмещения за потребленные ЛС
(reimbursement), а также процедуры переговоров между представителями
регулятора и фармкомпаний для установления справедливой цены на тот или
иной препарат, в котором может быть заинтересован широкий круг
пациентов. Новое ценовое регулирование, направленное также на
сдерживание роста цен в коммерческом сегменте, привело еще к двум
эффектам, которые вряд ли входили в замысел инициаторов. Первый -
стремление участников товаропроводящей цепочки продавать те торговые
марки, которые приносят больше прибыли, а также заметное увеличение
средних цен на наиболее дешевые препараты, вызванное особенностями
процедуры регистрации цен.
Большую пищу для размышлений дают результаты 2011 года с точки зрения
цены, как главного фактора при осуществлении государственных закупок.
Здесь в единый клубок сплетены и заинтересованность пациентов в
получении действенной лекарственной помощи, и интерес регулятора в
эффективном расходовании средств, и коммерческие интересы компаний.
Дешево - не всегда хорошо, и дешевизна не всегда свидетельствует о
победе справедливости над алчностью. Это можно сказать и про лекарства
тоже. Распутать этот узел безболезненно вряд ли получится, но
необходимость сбалансировать интересы стала острой как никогда.
Фармрынок никогда не был местом, где выбор потребителя определялся в
первую очередь ценовой эластичностью. Однако социально-экономические
данные за 2011 год заставляют вспомнить об этой характеристике спроса.
На фоне опережающего роста издержек и общей реальной инфляции в
потребительском секторе цены на лекарства перестали быть инструментом
компенсации роста издержек и обеспечения развития производства. В
среднесрочной перспективе росту потребления лекарств угрожает снижение
темпов роста доходов и пенсий в РФ, о чем свидетельствуют данные
Росстата. В результате темпы роста рынка в 2011 году вряд ли превысят
10-12% в рублевом эквиваленте, что будет обеспечено некоторым ростом
потребления (в пределах 2%), перераспределением спроса в сторону более
дорогих препаратов, а также заметным повышением цен в секторе,
находящемся вне зоны ценового регулирования.
Несмотря на тревогу по поводу развития рыночных тенденций, в 2011
году было немало событий, которые определяют и долгосрочные перспективы
российского фармрынка. В 2011 году был поставлен рекорд по количеству
заявлений иностранных компаний о готовности к локализации производства в
России. Среди них - несколько мультинациональных игроков, что можно
оценить как совершенно новое явление.
В бюджетном секторе предпосылок для резкого роста финансирования
программ обеспечения необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС) и «7
нозологий» на федеральном уровне нет. Значит, реальнее всего
рассчитывать на то, что рынок будет расти в пределах 12-15%. В целом
объем российского фармацевтического рынка в 2012 году достигнет примерно
25 млрд долларов.
Рассмотрим итоги 2011 года и прогноз на 2012 год более детально в
привязке к основным секторам российского фармрынка. Прогноз строился на
основании данных о динамике рынка и его основных секторов за прошедшие
периоды, а также данных о запланированных государственных расходах и
прогнозов общей экономической ситуации в РФ в 2011-2012 годах.
Коммерческий розничный сектор
В 2011 году в числе основных тенденций, характеризующих рынок, необходимо отметить следующие.
- Начавшийся рост цен на лекарственные средства. Среднемесячный темп
роста цены в январе - сентябре 2011 года для ЖНВЛП составил 0,3%, для не
ЖНВЛП - 0,8%. В сентябре 2011 года цены на ЖНВЛП увеличились на 2% по
сравнению с аналогичным периодом предыдущего года; цены на не ЖНВЛП
выросли на 9%.
- Снижение продаж дешевых ЛС (дешевле 75 руб. за упаковку) и увеличение продаж дорогих ЛС (дороже 600 руб. за упаковку).
В случае сохранения макроэкономических показателей на текущем уровне
(рост ВВП - 3,5-4%, рост реальных доходов - 4-5,8%) сохранятся и
тенденции рынка, сложившиеся в 2011 году: продолжится снижение спроса на
дешевые препараты (в результате прирост объема рынка в натуральном
выражении будет невысоким - 2-3,2%), увеличение спроса на дорогие ЛС и
инфляционный рост цен, в результате чего прирост объемов рынка в
стоимостном выражении составит 14-17%.
Сектор льготного лекарственного обеспечения
Основными тенденциями на рынке льготного лекарственного обеспечения в 2011 году стали:
- Увеличение темпов роста рынка ОНЛС в натуральном выражении в результате мер, направленных на удержание льготников в программе.
- Снижение цен на препараты, отпускаемые по программе ОНЛС: в январе -
сентябре 2011 года цены снизились на 10% по сравнению с показателями
того же периода предыдущего года.
- Импортозамещение в программе ОНЛС: доля препаратов локального
производства увеличилась на 2,8% в стоимостном и на 1,8% в натуральном
выражении.
- Увеличение количества участников подпрограммы «7 нозологий».
- Уменьшение средней цены на лекарственные средства, отпускаемые по
программе «7 нозологий», в связи со сдерживанием цен и с увеличением
объемов закупок более дешевых локальных препаратов.
В 2012 году ожидаемый прирост сегмента ОНЛС по базовому сценарию
составит 12-14% в стоимостном и от -2 до +2% в натуральном выражении.
Сектор госпитальных закупок лекарственных препаратов
В госпитальном секторе в 2011 году было отмечено увеличение закупок
препаратов для лечения онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний,
препаратов, влияющих на свертываемость крови, и противомикробных
средств - то есть лекарств, предназначенных для лечения социально
значимых заболеваний, на борьбу с которыми в настоящее время выделяются
значительные средства в рамках ряда федеральных и региональных программ.
По итогам 2011 года рынок госпитальных закупок ЛС достигнет 4,6 млрд
долларов, к 2012 году его объем превысит 5 млрд долларов.