Темпы роста прибыли российских фармкомпаний, хотя и уступают темпам роста затрат, но остаются положительными.
Давид Мелик-Гусейнов, директор Центра социальной экономики
- Сокращают ли сейчас российские производители лекарств издержки, подобно лидерам мирового рынка?
- В России тренд прямо противоположный: отечественные фармкомпании сейчас, напротив, наращивают инвестиции, особенно в части продвижения своих препаратов через различные каналы коммуникаций с целевыми аудиториями (прямая реклама, работа с дистрибуторами, реклама в специализированных СМИ, government relations и т. д.).
- Чем это можно объяснить?
- Хотя у нас прибыль в
абсолютном выражении с одной взятой упаковки меньше, чем в Америке или
Европе, но темпы роста этой прибыли -- даже несмотря на то, что они
уступают темпам роста затрат,-- еще остаются положительными. На Западе
же прибыль производителей лекарств сегодня падает из-за того, что там
рынки перенасыщены и появление нового препарата сопряжено с очень
большими инвестициями на процедуры health technology assessment (оценка
технологий здравоохранения.-- "Ъ"). Фармкомпании должны доказать,
потратив очень большие суммы денег, что их препарат инновационный и
безопасный, а по соотношению цены и эффективности превосходит другие
препараты, которые работают в той же нозологии.
- Как сильно растут затраты российских фармацевтических компаний на продвижение?
-
По нашим оценкам, которые мы делаем на основе опроса каждой компании, в
России каждый год затраты на продвижение увеличиваются на 12%. В то же
время прибыль компаний растет не очень большими темпами -- всего на 2-5%
в год: на рынке становится все теснее и теснее, и компании начинают
активнее "работать локтями". Рано или поздно это приведет к тому, что
средний уровень прибыли на рынке стабилизируется и даже при
дополнительных инвестициях компании не смогут нара! щивать п рибыль.
- Если все же говорить об экономии российских производителей лекарств, то в чем она сейчас заключается?
-
Есть оптимизация издержек, связанная с продвижением препаратов через
медицинских представителей. На протяжении последних двух-трех лет
количество медицинских представителей примерно стабилизировалось и не
меняется: идут активные процессы слияний и поглощений на глобальном
уровне. Кроме того, медицинских представителей начал заменять интернет.
Вообще, волна оптимизаций была в период кризиса 2008 года, когда
компании сокращали все, что можно сократить, включая штат сотрудников. С
тех пор, в общем, компании по-прежнему с большим скрипом идут на
восстановление своего штатного расписания на докризисном уровне.
Автор: Олег Трутнев
Источник: www.kommersant.ru