Аптечная сеть «36,6» впервые уступила лидерство на розничном рынке лекарственных средств. Первое место в 2011 году заняла «Ригла». Это результат разных стратегий: моноформатная «36,6» делает ставку на более маржинальную парафармацевтику, а «Ригла», напротив, увеличивает продажи лекарств и развивает аптеки-дискаунтеры «Будь здоров», отмечают эксперты. Впрочем, пока по общему обороту «36,6» все еще впереди. Но и здесь разрыв с «Риглой» уже очень невелик.
Доля «36,6» на розничном рынке лекарственных средств по итогам 2011
года составила 2,33% против 2,47% годом ранее. Бессменный лидер этого
рейтинга с 2006 года — аптечная сеть «36,6» — переместился на второе
место.
На первой строчке теперь находится «Ригла» с долей 2,55% (в 2010 году
— 2,38%). На третьем месте расположилась A5 Group, купившая летом 2011
года крупнейшую подмосковную сеть «Мособлфармация» (1,99% против 1,61%).
По количеству точек «36,6» уступила лидерство A5 — 1005 и 1371
соответственно. У «Риглы» — 694 аптеки.
Потеря доли «36,6» на лекарственном розничном рынке объясняется
разными стратегиями компаний в прошлом году. «36,6» активно старалась
наращивать оборот нелекарственной продукции: в частности, компания
переформатировала 10% своих аптек в открытый формат выкладки. Этим
компания старалась увеличить рентабельность бизнеса, ведь лекарственные
средства из перечня жизненно важных подпадают под ценовое регулирование.
А «Ригла», напротив, начала концентрироваться на лекарственных
средствах и активно открывала аптеки в формате дискаунтера. В прошлом
году многие сети пошли по такому пути и стали многоформатными. «36,6»
оставалась моноформатной.
Увеличение доли рынка «Риглы» стало результатом стратегии по
повышению конкурентоспособности в текущих условиях рынка, заявил РБК
daily гендиректор этой сети Александр Филиппов. «Это мультиформатность,
взвешенное развитие собственных торговых марок, органическое расширение
сети», — уточнил он.
В условиях возрастающей конкуренции, усиления госрегулирования
сектора, постоянно увеличивающейся арендной платы на первое место
выходит операционная эффективность и доходность аптек, и большая доля
нелекарственного ассортимента позволяет решить эту задачу, сказали РБК
daily в «36,6». «В настоящее время самым актуальным для нас является
обеспечение максимального роста прибыльности компании, — пояснили в
пресс-службе сети. — Исторически в портфеле компании нелекарственный
ассортимент занимал значительную долю». В 2011 году на него приходилось
34%. В «Ригле», впрочем, говорят, что на нелекарственный ассортимент в
сети приходится 20%.
Главный показатель успеха аптечной сети не определяется оборотом
лекарственного ассортимента, считает гендиректор DSM Group Сергей Шуляк.
Нужно смотреть на общий оборот сети, оборот точки и рентабельность
бизнеса, говорит он. По его данным, по общему обороту «36,6» по-прежнему
в лидерах, а «Ригла» на втором месте, но разрыв между ними всего 10%.
Так, оборот «Риглы» в 2011 году составил 14,7 млрд руб., у «36,6» — 16,1
млрд руб. Однако средний оборот на одну точку у «Риглы» на 30% выше,
чем у «36,6», подсчитал г-н Шуляк.
Автор: Маргарита Парфененкова
Источник текст: По материалам РБКdaily