Руководитель Республиканского фонда обязательного медицинского страхования кандидат медицинских наук, заслуженный врач РД и РФ Исмаил Исмаилов рассказал газете "Дагестанская правда" пройденном восьмилетнем пути системы ОМС, проблемах и перспективах этого пути развития здравоохранения:
- Становление обязательного медицинского страхования проходило неоднозначно.

Первое, что нам приходилось преодолевать, - это непонимание населения и медработников. Правительством республики перед фондом была поставлена задача - осуществить ввод ОМС "мягко", без насильственных мер и поэтапно. Я и тогдашний министр здравоохранения Ибрагим Ибрагимов не хотели повторять ошибки других регионов России.

Свою модель мы апробировали вначале на работающем населении республики и всем населении 5 регионов, затем уже в Махачкале и с января 1998 года обязательным медицинским страхованием было охвачено все население республики. Серьезной проблемой для нас при страховании неработающего населения явилась существенная разница между официально зарегистрированной численностью и фактически проживающим населением. Платежи на ОМС неработающего населения перечислялись Министерством финансов согласно данным Госкомстата, и при этом неработающим гражданам было выдано полисов намного больше. Денежные средства, поступающие в фонд ОМС, покрывали расходы медицинских учреждений на оказание медицинской помощи застрахованным гражданам.

Система обязательного медицинского страхования, несмотря ни на что, была привлекательной для медработников, так как четко работал принцип: "Деньги следуют за больным". Недовольства и разногласия между фондом и медучреждениями становились все реже. 2000 и 2001 годы стали самыми стабильными в финансовом обеспечении лечебных учреждений системы ОМС, мы не допустили задержек в выплате заработной платы, постепенно увеличивая норматив и размер средств, направляемых на питание и медикаментозное обеспечение больных, оснащение мягким инвентарем. Дополнительно финансировали приобретение медицинского оборудования и транспортных средств для медучреждений. Могу с гордостью сказать, что с Министерством здравоохранения Республики Дагестан мы работаем сплоченным тандемом, поскольку считаем, что делаем одно общее дело - сохранение и укрепление здоровья населения нашей республики.

- Как складываются взаимоотношения Республиканского фонда ОМС "Дагестан" и Министерства здравоохранения РД? Я знаю, что во многих регионах России фонды и органы управления здравоохранением до сих пор проявляют амбиции, "делят" заслуги, зоны своей ответственности и прав.

- Понимаю ваш вопрос и, к сожалению, констатирую, что таких примеров в регионах России немало. Должен сказать, что и предыдущий министр здравоохранения Ибрагимов Ибрагим Магомедович, и нынешний министр Ильяс Ахмедович Мамаев являются приверженцами системы ОМС. Мы с ними работали и работаем в полном понимании, служим общему делу развития здравоохранения и благосостояния медицинских работников. Министерство здравоохранения проводит государственную политику в здравоохранении республики, а фонд ОМС как финансово-кредитный орган играет ключевую роль в этой политике. Мы выполняем поставленные перед нами руководством республики задачи, и нам делить нечего.

- Насколько нам известно, Федеральный фонд ОМС доверил вам представлять его интересы в Южном федеральном округе. Как это произошло, и ваше отношение к этому событию?

- В конце апреля 2001 года приказом Федерального фонда ОМС по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации и Полномочного представителя Президента в Южном федеральном округе на меня возложены обязанности представителя Федерального фонда ОМС в Южном федеральном округе (ЮФО). Это огромная ответственность и большая дополнительная нагрузка. Теперь приходится заниматься вопросами организации ОМС не только в Дагестане, но в областях и краях ЮФО. Я уже встречался со всеми 13 директорами ТФОМС округа и должен сказать, что несколько разочарован складывающейся ситуацией в системе ОМС многих регионов округа. Остаются низкими тарифы на медицинские услуги, имеются задержки в выплате заработной платы медицинским работникам, низкий процент поступления страховых взносов на неработающее население и ряд др. Прошла моя пресс-конференция в г. Минеральные Воды, где я осветил эти вопросы. Мною подготовлено и направлено письмо на имя Виктора Казанцева с анализом причин такого положения и с предложениями по улучшению ситуации. Видимо, стабильная работа Дагестанского фонда ОМС, его хорошие показатели и наращивание расходов на здравоохранение послужили поводом моего назначения.

- Через два года в России начнет работать новый фонд - медико-социального страхования. Как вы, один из опытнейших директоров территориальных фондов РФ, относитесь к этому событию?

- Сама идея создания системы медико-социального страхования, безусловно, уместная. Такой проект внесен Минэкономразвития РФ, он обсуждался на всех уровнях. Разработка проекта федерального закона была обусловлена назревшей потребностью проведения реформ в области обязательного медицинского страхования и социального страхования граждан, направленных на безусловное выполнение этими видами страхования конституционных задач социальной защиты и оптимизацию в этих целях финансовых и организационных механизмов их осуществления. В ряду проблем ОМС главной является несбалансированность программы ОМС с финансовыми ресурсами, аккумулируемыми в системе ОМС. Не решена до сих пор проблема с перечислениями из бюджетов субъектов РФ страховых взносов на страхование неработающего населения. Эти суммы в целом по стране в шесть раз ниже расчетных. В результате медицинская помощь, предусмотренная программой ОМС, фактически финансируется одновременно по двум разным каналам: через систему ОМС и через систему государственных органов управления здравоохранением. Это затрудняет финансовое планирование, сдерживает использование методов оплаты за конечный результат работы медиков. Страховые медицинские организации, о которых я говорил выше, не вносят достаточного вклада в стимулирование процесса реструктуризации здравоохранения. Социальное страхование, в свою очередь, основывается преимущественно на законодательной базе, разработанной и принятой еще в СССР. Сохраняются устаревшие подходы при исчислении пособий по временной нетрудоспособности. Недостаточными являются размеры пособий, выплачиваемых в связи с рождением ребенка, по уходу за ребенком. Предоставление санаторно-курортного лечения в системе социального страхования слабо ориентировано на реабилитацию больных. Цель объединения двух фондов - повысить уровень социальной защиты в связи с заболеваниями и утратой трудоспособности граждан за счет объединения систем социального страхования и улучшения уровня их финансовой обеспеченности. Предлагается сформировать Федеральный фонд обязательного медико-социального страхования путем слияния Федерального фонда ОМС и Фонда социального страхования Российской Федерации. В Федеральном фонде ОМСС будут аккумулироваться часть единого социального налога, уплачиваемого работодателями на обязательное медико-социальное страхование, часть единого налога на вмененный доход, страховые взносы за неработающее население из федерального бюджета. Концентрация средств в Федеральном фонде ОМСС расширит возможности рационального планирования преобразований в здравоохранении, использование методов оплаты, нацеливающих медицинские учреждения на более эффективное использование ресурсов. Вместе с тем, я сомневаюсь, что создание единого фонда ОМСС решит все проблемы и сможет полностью закрыть дыры нашего здравоохранения. Тем не менее, высшему руководству страны виднее.


Пептидные комплексы против диабета!

Диабетический пептидный комплекс (Панкраген, Кардиоген, Нормофтал.  Везилют.)

Отвечая на вопросы потребителей о комплексной профилактике хронических заболеваний, команда специалистов ТД Пептид Био разработала новый продукт.

 
МНТК Хирургия глаза МНТК Хирургия глаза
Ретиноиды Ретиноиды
Канонфарма Канонфарма
ЯФФ ЯФФ
Органика Органика
Карипаин Карипаин
Авилон ФК Авилон ФК
Косфарма Косфарма
Северная Звезда Северная Звезда
АО ПЕПТЕК АО ПЕПТЕК
ЙОТТА-ФАРМ ЙОТТА-ФАРМ
Пептид-Био Пептид-Био
Дальхимфарм Дальхимфарм
Пальма Пальма