Руководитель Республиканского фонда обязательного медицинского страхования кандидат медицинских наук, заслуженный врач РД и РФ Исмаил Исмаилов рассказал газете "Дагестанская правда" пройденном восьмилетнем пути системы ОМС, проблемах и перспективах этого пути развития здравоохранения:
- Становление обязательного медицинского страхования проходило неоднозначно.
Первое, что нам приходилось преодолевать, - это непонимание населения и медработников. Правительством республики перед фондом была поставлена задача - осуществить ввод ОМС "мягко", без насильственных мер и поэтапно. Я и тогдашний министр здравоохранения Ибрагим Ибрагимов не хотели повторять ошибки других регионов России.
Свою модель мы апробировали вначале на работающем населении республики и всем населении 5 регионов, затем уже в Махачкале и с января 1998 года обязательным медицинским страхованием было охвачено все население республики. Серьезной проблемой для нас при страховании неработающего населения явилась существенная разница между официально зарегистрированной численностью и фактически проживающим населением. Платежи на ОМС неработающего населения перечислялись Министерством финансов согласно данным Госкомстата, и при этом неработающим гражданам было выдано полисов намного больше. Денежные средства, поступающие в фонд ОМС, покрывали расходы медицинских учреждений на оказание медицинской помощи застрахованным гражданам.Система обязательного медицинского страхования, несмотря ни на что, была привлекательной для медработников, так как четко работал принцип: "Деньги следуют за больным". Недовольства и разногласия между фондом и медучреждениями становились все реже. 2000 и 2001 годы стали самыми стабильными в финансовом обеспечении лечебных учреждений системы ОМС, мы не допустили задержек в выплате заработной платы, постепенно увеличивая норматив и размер средств, направляемых на питание и медикаментозное обеспечение больных, оснащение мягким инвентарем. Дополнительно финансировали приобретение медицинского оборудования и транспортных средств для медучреждений. Могу с гордостью сказать, что с Министерством здравоохранения Республики Дагестан мы работаем сплоченным тандемом, поскольку считаем, что делаем одно общее дело - сохранение и укрепление здоровья населения нашей республики.- Как складываются взаимоотношения Республиканского фонда ОМС "Дагестан" и Министерства здравоохранения РД? Я знаю, что во многих регионах России фонды и органы управления здравоохранением до сих пор проявляют амбиции, "делят" заслуги, зоны своей ответственности и прав.- Понимаю ваш вопрос и, к сожалению, констатирую, что таких примеров в регионах России немало. Должен сказать, что и предыдущий министр здравоохранения Ибрагимов Ибрагим Магомедович, и нынешний министр Ильяс Ахмедович Мамаев являются приверженцами системы ОМС. Мы с ними работали и работаем в полном понимании, служим общему делу развития здравоохранения и благосостояния медицинских работников. Министерство здравоохранения проводит государственную политику в здравоохранении республики, а фонд ОМС как финансово-кредитный орган играет ключевую роль в этой политике. Мы выполняем поставленные перед нами руководством республики задачи, и нам делить нечего.- Насколько нам известно, Федеральный фонд ОМС доверил вам представлять его интересы в Южном федеральном округе. Как это произошло, и ваше отношение к этому событию?- В конце апреля 2001 года приказом Федерального фонда ОМС по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации и Полномочного представителя Президента в Южном федеральном округе на меня возложены обязанности представителя Федерального фонда ОМС в Южном федеральном округе (ЮФО). Это огромная ответственность и большая дополнительная нагрузка. Теперь приходится заниматься вопросами организации ОМС не только в Дагестане, но в областях и краях ЮФО. Я уже встречался со всеми 13 директорами ТФОМС округа и должен сказать, что несколько разочарован складывающейся ситуацией в системе ОМС многих регионов округа. Остаются низкими тарифы на медицинские услуги, имеются задержки в выплате заработной платы медицинским работникам, низкий процент поступления страховых взносов на неработающее население и ряд др. Прошла моя пресс-конференция в г. Минеральные Воды, где я осветил эти вопросы. Мною подготовлено и направлено письмо на имя Виктора Казанцева с анализом причин такого положения и с предложениями по улучшению ситуации. Видимо, стабильная работа Дагестанского фонда ОМС, его хорошие показатели и наращивание расходов на здравоохранение послужили поводом моего назначения.- Через два года в России начнет работать новый фонд - медико-социального страхования. Как вы, один из опытнейших директоров территориальных фондов РФ, относитесь к этому событию?- Сама идея создания системы медико-социального страхования, безусловно, уместная. Такой проект внесен Минэкономразвития РФ, он обсуждался на всех уровнях. Разработка проекта федерального закона была обусловлена назревшей потребностью проведения реформ в области обязательного медицинского страхования и социального страхования граждан, направленных на безусловное выполнение этими видами страхования конституционных задач социальной защиты и оптимизацию в этих целях финансовых и организационных механизмов их осуществления. В ряду проблем ОМС главной является несбалансированность программы ОМС с финансовыми ресурсами, аккумулируемыми в системе ОМС. Не решена до сих пор проблема с перечислениями из бюджетов субъектов РФ страховых взносов на страхование неработающего населения. Эти суммы в целом по стране в шесть раз ниже расчетных. В результате медицинская помощь, предусмотренная программой ОМС, фактически финансируется одновременно по двум разным каналам: через систему ОМС и через систему государственных органов управления здравоохранением. Это затрудняет финансовое планирование, сдерживает использование методов оплаты за конечный результат работы медиков. Страховые медицинские организации, о которых я говорил выше, не вносят достаточного вклада в стимулирование процесса реструктуризации здравоохранения. Социальное страхование, в свою очередь, основывается преимущественно на законодательной базе, разработанной и принятой еще в СССР. Сохраняются устаревшие подходы при исчислении пособий по временной нетрудоспособности. Недостаточными являются размеры пособий, выплачиваемых в связи с рождением ребенка, по уходу за ребенком. Предоставление санаторно-курортного лечения в системе социального страхования слабо ориентировано на реабилитацию больных. Цель объединения двух фондов - повысить уровень социальной защиты в связи с заболеваниями и утратой трудоспособности граждан за счет объединения систем социального страхования и улучшения уровня их финансовой обеспеченности. Предлагается сформировать Федеральный фонд обязательного медико-социального страхования путем слияния Федерального фонда ОМС и Фонда социального страхования Российской Федерации. В Федеральном фонде ОМСС будут аккумулироваться часть единого социального налога, уплачиваемого работодателями на обязательное медико-социальное страхование, часть единого налога на вмененный доход, страховые взносы за неработающее население из федерального бюджета. Концентрация средств в Федеральном фонде ОМСС расширит возможности рационального планирования преобразований в здравоохранении, использование методов оплаты, нацеливающих медицинские учреждения на более эффективное использование ресурсов. Вместе с тем, я сомневаюсь, что создание единого фонда ОМСС решит все проблемы и сможет полностью закрыть дыры нашего здравоохранения. Тем не менее, высшему руководству страны виднее.