Во вторник, 8 ноября, на заседании Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов под председательством Александра Матвеева был рассмотрен вопрос об обеспечении доступности лекарственных средств для населения в отдаленных и труднодоступных районах. Как сообщили Regions.Ru в пресс-службе верхней палаты российского парламента, комитет рассмотрел ход реализации федерального закона "Об обращении лекарственных средств" в части лекарственного обеспечения населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Вел заседание председатель Комитета Александр Матвеев. Открывая заседание, он сделал акцент на том внимании, которое уделяется сенаторами проблемам доступности лекарственных средств, особенно в отдаленных регионах, и напомнил, что именно Комитет Совета Федерации был инициатором разработки данного закона. Документ был предназначен для того, чтобы разрешить на местах, в отдаленных поселках продавать лекарства людям прямо на фельдшерско-акушерских пунктах.
Несмотря на то, что после принятия федерального закона прошло более полутора лет, в большинстве северных субъектов РФ медицинские организации не получили лицензии на фармацевтическую деятельность – не хватает средств на то, чтобы отправить на учебу специалистов. А это и есть ( с июля 2010 года) главное условие лицензирования продажи лекарств населению по новой законодательной норме, вступившее в действие с 1 сентября 2010 года. Об этом сказал Александр Матвеев, подтверждая свои слова данными, поступившими в Комитет из субъектов Федерации. Поэтому, констатировал сенатор А.Матвеев, значительная часть населения северных и отдаленных районов до сих пор испытывает трудности в приобретении лекарств. Так, по данным сенатора, в 99 населенных пунктах Алтая не ведется продажа лекарств по причине отсутствия лицензирования.
"Обучение по фармацевтической специальности – это большие средства. Но даже на дорогу, чтобы обучаемому долететь из Дудинки или Хатанги до учебного заведения, уже надо найти не менее 20-25 тысяч рублей. Где регионам брать такие деньги? В итоге даже при самой успешной реализации закона, в одном из северных регионов вместо необходимых 190 фармацевтов обучено только 93 человека, согласно справке, полученной нашим Комитетом", - сказал Александр Матвеев. По сути, заметил он, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления фактически наделены новыми расходными полномочиями, которые не компенсируются из федерального бюджета. По его мнению, было бы логичнее продлить сроки для обучения специалистов и проведения лицензирования до 2013-2014 года.
Значительная часть имеющихся в отдаленных территориях проблем, по мнению Александра Матвеева, должна быть в ближайшее время решена путем нормативного регулирования розничной продажи лекарственных препаратов обособленными подразделениями медицинских организаций. Ведь для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, где низкая плотность населения, большие расстояния между населенными пунктами, слабая транспортная освоенность, недостаток медицинских и фармацевтических учреждений, но при этом высокая степень подверженности жителей тяжелым формам заболеваний, вопросы своевременного и качественного обеспечения граждан лекарственными средствами имеют особо важное значение.
Представитель Минздравсоцразвития Диана Михайлова также привела данные о ситуации с реализацией данного закона и темпами лицензирования розничной продажи лекарственных препаратов обособленными подразделениями медицинских организаций. Реализация этой нормы закона идет в 78 регионах, сообщила она. При этом есть ряд регионов, как Тыва, Свердловская область, и другие, где используются прежние схемы. А есть Чукотка, где, по данным Минздравсоцразвития, продажа лекарственных средств на местах осуществляется в нарушение законодательства – без требуемого лицензирования.
В целом министерство заинтересовано в скорейшем лицензировании и переходе к системе продажи лекарств медподразделениями на местах, так как обеспеченность аптечными учреждениями в стране неравномерная. Треть россиян проживают в сельской местности, где аптек вообще мало – около 20 на 100 тысяч жителей, или даже 12 – как в Тюменской области. Всего в стране около 60 тысяч аптечных организаций, но, к сожалению, как отметила Диана Михайлова, 80% из них частные, и сами выбирают, где им выгодно работать.
В регионах ведется мониторинг наиболее востребованных лекарственных форм и составляются перечни для обособленных медучреждений. Кроме того, успешно действует практика выезда специальных мобильных бригад из районных больниц в отдаленные поселки, а также практика доставки лекарств по почте и по агентским договорам. Так что есть различные формы решения задачи по обеспечению граждан в отдаленных поселениях лекарствами, подчеркнула представитель Минздравсоцразвития.
В Комитете Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов считают, что законодательные положения, нормативные документы правительства РФ и Минздравсоцразвития России, регламентирующие организацию розничной торговли лекарственными препаратами в подразделениях медицинских организаций, не в полной мере учитывают реальные положение дел и потребности в этом вопросе, особенно в отдаленных северных территориях.
В этой связи по итогам состоявшегося рассмотрения вопроса было принято итоговое решение, в котором констатируется текущее положение дел и дан ряд рекомендаций федеральным и региональным органам власти.
В решение отмечается, что за прошедшее после вступления в силу федерального закона время органами государственной власти и органами местного самоуправления северных субъектов Российской Федерации определены перечни обособленных подразделений медицинских организаций, в которых должна быть организована розничная торговля лекарственными препаратами, утверждены перечни лекарственных препаратов, продажа которых может ими осуществляться. Проводится работа по подготовке материальной базы медицинских организаций к лицензированию для осуществления фармацевтической деятельности и их лицензированию, подготовке обособленных подразделений медицинских организаций к осуществлению розничной торговли медицинскими препаратами, обучению медицинских работников обособленных подразделений медицинских организаций в целях получения ими дополнительного профессионального образования в части розничной торговли лекарственными препаратами. По информации органов государственной власти субъектов Российской Федерации в значительной части обособленных подразделений медицинских организаций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, началась розничная торговля лекарственными препаратами.
Вместе с тем, как отмечается Комитетом Совета Федерации, во многих населенных пунктах районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по-прежнему не обеспечивается доступность лекарственных средств. Несмотря на то, что после принятия федерального закона прошло более полутора лет, в большинстве северных субъектах Российской Федерации многие медицинские организации не получили лицензии на фармацевтическую деятельность и не начата розничная торговля лекарственными препаратами в их обособленных подразделениях. В значительной части эта работа перенесена на 2012 год. Так, в менее чем половине обособленных подразделений медицинских организаций начата розничная торговля в Республике Алтай, Приморском крае, Амурской области, фактически не начата эта работа в Чукотском автономном округе.
Основными причинами, не позволяющими организовать розничную торговлю лекарственными препаратами обособленными подразделениями медицинских организаций в соответствии с требованиями федерального закона являются:
сложности с получением лицензии для осуществления фармацевтической деятельности;
недостаток финансовых средств у медицинских учреждений, в местных и региональных бюджетах для оснащения медицинских учреждения и их обособленных подразделений оборудованием, необходимым для получения лицензии на фармацевтическую деятельность и организации розничной торговли лекарственными препаратами;
недостаток или несоответствие помещений медицинских учреждения и их обособленных подразделений предъявляемым требованиям;
нехватка медицинских и фармацевтических кадров;
не определен порядок оплаты труда сотрудников обособленных подразделений медицинских организаций, осуществляющих розничную торговлю лекарственными препаратами, в том числе в части повышения их заинтересованности в этой работе;
не определен порядок взаимодействия между аптечными организациями и сотрудниками обособленных подразделений медицинских организаций, осуществляющими розничную торговлю лекарственными препаратами, в том числе не определен порядок поставки лекарственных средств для продажи обособленными подразделениями медицинских организаций.
Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов решил рекомендовать Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации:
- ввести для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей дифференцированные требования по лицензированию для осуществления фармацевтической деятельности медицинских организаций, имеющих обособленные подразделения (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, и по оснащению этих обособленных подразделений, в зависимости от предполагаемых объемов и ассортимента розничной продажи лекарственных препаратов;
- разработать и принять порядок взаимодействия между аптечными организациями и медицинскими организациями или их обособленными подразделениями, осуществляющими розничную торговлю лекарственными препаратами, в том числе устанавливающий возможность заключения между ними договора комиссии на поставку и реализацию лекарственных препаратов;
- разработать и внести предложение о внесении изменений в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств", распространяющих возможность осуществления розничной торговли лекарственными препаратами обособленных подразделениями медицинских организаций, расположенных в сельских населенных пунктах, входящих в городские поселения, и в которых отсутствуют аптечные организации;
- разработать и внести предложение о внесении изменений в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств", в части дополнения перечня обособленных подразделений медицинских организаций, расположенных в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, имеющих право осуществлять розничную торговлю лекарственными препаратами, участковыми больницами;
Государственной Думе рекомендуется рассмотреть и принять проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения доступности лекарственного обеспечения жителей сельских населенных пунктов".
Решено рекомендовать органам государственной власти и органам местного самоуправления субъектов Российской Федерации, полностью или частично отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям:
- ускорить работу по организации розничной торговли лекарственными препаратами медицинскими организациями, имеющими лицензию для осуществления фармацевтической деятельности, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации;
- принять меры, направленные на своевременное и качественное обеспечение лекарственными препаратами жителей отдаленных и труднодоступных территорий, в том числе путем организации доставки лекарственных препаратов медицинскими работниками, сотрудниками социальных служб и мобильных бригад по оказанию медицинской помощи, посредством почты, через совместные бригады врачей и фармацевтов.
Компания «Северная звезда» обзавелась вторым корпусом предприятия в Низино в Ломоносовском районе. Как сообщили в пресс-службе правительства Ленобласти, там будут производить жидкие лекарственные препараты.