С 01 января 2012 года вступает в силу новый закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», который станет новым этапом развития российской системы здравоохранения и фармацевтической отрасли в целом. Работа фармкомпаний в меняющихся условиях рынка стала основной темой пресс-ланча, организованного биофармацевтической компанией «АстраЗенека».
Как известно, одним из аспектов закона «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации» стало введение дополнительных
ограничений на взаимодействие медицинских работников и представителей
фармацевтического бизнеса. Основная цель предложенных изменений –
обеспечение прозрачности взаимодействия врача и фармкомпании. Ненад
Павлетич, президент «АстраЗенека Россия», уверен, что, несмотря на
введённые ограничения, значимость медицинских представителей для бизнеса
останется неизменно высокой:
«Функция медицинского представителя, в первую очередь, –
образовательная. А объем информационно-просветительской работы напрямую
зависит не столько от уровня государственного контроля, сколько – от
объема инновационных исследований и разработок внутри компании. Для нас
как для компании, производящей инновационные препараты для лечения
социально-значимых заболеваний, очень важно, чтобы основные задачи наших
медицинских представителей остались прежними - доносить знания о новых
инновационных разработках, повышать уровень информированности
медицинских специалистов о научных достижениях в конкретной
терапевтической области, а также вести сбор информации о возможных
побочных эффектах препаратов. А возможность выполнения этих задач
закреплена и в новом законе. Кроме того, просветительская деятельность
наших медицинских представителей изначально поставлена в жесткие рамки
этически строгих правил и норм, которые в ряде случаев перекрывают по
строгости положения принятого закона». Изменения в законодательстве
будут способствовать не только повышению прозрачности и этичности
ведения бизнеса, но и появлению новых подходов в области маркетинга.
Ненад Павлетич: «Как инновационная компания мы стремимся обеспечить
медицинских работников актуальной научной информацией, и соответственно –
активно развиваем новые пути ее распространения. Для этого мы
используем широкий спектр high-tech решений: дистанционные он-лайн
консультации, вебинары и закрытые интернет-дискуссии для врачей,
персонализированные интернет-платформы для администраторов
здравоохранения и многое другое». На фоне вступления в силу
вышеупомынутого закона, а также вступления России в ВТО, эксперты видят
новые возможности и для роста инвестиционной привлекательности
российского фармрынка.
Ненад Павлетич: «Одним из важнейших следствий интеграции России и ВТО
станет вступление в силу ряда положений закона «Об основах охраны
здоровья граждан в Российской Федерации», которые касаются защиты
эксклюзивности данных. Эта защита запрещает в течение 5-7 лет с момента
регистрации оригинального лекарственного препарата осуществлять
регистрацию дженериков, ссылаясь на данные доклинических и клинических
исследований референтного препарата. Гарантии такой защиты будут
способствовать повышению инвестиционной привлекательности российского
рынка для ведущих зарубежных фармацевтических компаний и сделают работу в
России более прогнозируемой. А также станут дополнительным стимулом для
фармацевтических компаний, работающих в России, к проведению
дорогостоящих исследований по разработке инновационных лекарств».
Наконец, еще одним драйвером развития российского фармацевтического
рынка может стать внедрение системы всеобщего лекарственного
страхования; данная перспектива активно обсуждалась в уходящем году.
Переход к новой схеме лекарственного обеспечения позволит решить одну из
ключевых проблем здравоохранения – доступность инновационных лекарств
для российских пациентов.
Ненад Павлетич: «В настоящий момент система лекарственного
обеспечения в нашей стране существует только для определенных категорий
граждан. Однако в реальности они сталкиваются с тем, что финансирование,
выделяемое на лекарственное обеспечение, зачастую является
недостаточным, а существующие перечни ЖНВЛП и ОНЛС не полностью отражает
реальную потребность населения в лекарствах. «АстраЗенека» как
социально-ответственная компания, заинтересованная в обеспечении
российского населения качественными и эффективными лекарствами, готова
обеспечить поддержку в изучении международного опыта, который бы мог
стать полезным при выборе оптимальной модели реализации системы
лекарственного страхования в России».
Инициативы российского правительства, направленные на модернизацию
здравоохранения, являются одним из факторов того, что международные
инновационные компании делают выбор в пользу долговременного присутствия
на российском рынке. Так, общий вклад «АстраЗенека» в экономику страны в
течение ближайших 5-ти лет составит $1.2 млрд. Эта сумма включает
инвестиции «АстраЗенека» в R&D и производство, вложения в обучение и
развитие сотрудников и маркетинг, а также в увеличение числа
научно-исследовательских учреждений, занятых в клинических
исследованиях на территории страны.