В течение первого полугодия рентабельность аптечного бизнеса в стране снизилась более чем в два раза - с 1,6% в январе до 0,7% в июне, говорится в материалах Росстата. Главная причина кризиса - изменения в налогообложении. Прогнозы аналитиков, которые в начале года обещали разорение и закрытие аптек по всей стране, начинают сбываться.
Хуже всего обстановка в Брянской области. Там аптеки ушли в
минус на 5,5%. В Самарской и Ульяновской областях показатель
рентабельности - минус 4,9%, во Владимирской области - минус 4,2%. В
убыток работают аптеки в Воронежской (минус 0,1%), Ивановской (минус
2,8%), Костромской (минус 0,2%), Орловской (минус 2,2%), Тверской (минус
0,9%) областях. Отрицательные показатели и в других округах: Псковская
область, Адыгея, Ростовская область, республики Алтай, Тува, Алтайский
край, Еврейская автономная область, Приволжский федеральный округ
показывают минус 1,4%. Даже в традиционно успешной Москве рентабельность
аптек оказалась отрицательной - минус 2,4%.
Причин у падения
показателей несколько - это и повысившаяся с 1 января налоговая
нагрузка, и выросшая на 7-10% аренда, и рост коммунальных платежей на
15-30%. От других коммерческих предприятий аптеки отличает еще и
госрегулирование цен на средства из списка жизненно необходимых и
важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС). В среднем ограничение
распространяется на 40% ассортимента. В итоге аптеки выкручиваются как
могут. Крупнейшие сети, например, увеличили долю немедицинских товаров в
своем ассортименте. И это дало свои результаты. У аптечной сети "36,6"
рентабельность по EBITDA за первое полугодие около 1%, что не сильно
отличается от прошлого года. А у аптечной сети "Ригла" рентабельность в
первом полугодии хотя и снизилась (с 5,5% в 2010 году до 3,6% в 2011-м),
но в минус компания все-таки не ушла, подтверждает аналитик
инвесткомпании Rye, Man & Gor Securities Екатерина Андреянова.
Впрочем,
этот рецепт подходит далеко не всем аптекам. Быстро перестроить свой
бизнес под парафармацевтику не получится. Во-первых, у большинства аптек
не хватит на это оборотных средств. А те, кто все-таки изыщет резервы,
не смогут добиться от поставщиков лучших цен, чем в обычных магазинах.
Да
и потребители не поймут таких перемен, прогнозируют аналитики. Особенно
проблема актуальна для государственных и муниципальных аптек, на
которые, по оценкам Аптечной гильдии, приходится 20% всех аптек в
стране.
- Основные покупатели таких аптек - пожилые люди. А у них в
голове стереотип - в аптеке должны продаваться только лекарства, -
объясняет исполнительный директор Аптечной гильдии Елена Неволина.
В
небольших городах и селах, в которых сосредоточено 52% аптек всей
страны, парафармацевтика также не сможет спасти рентабельность аптек.
Согласно исследованию Аптечной гильдии, на первом месте по продажам
немедицинских товаров в аптеках находится косметика марки Vichi. Но и на
нее приходится только 0,01% в общем товарообороте.
В результате эксперты прогнозируют два пути для аптек: уход с рынка и повышение цен на лекарства.
"Владельцы
продают бизнес. Часто новые хозяева переделывают аптеку во что-то
другое, например в магазин. Это особенно характерно для небольших аптек в
регионах", - рассказывает исполнительный директор Российской ассоциации
аптечных сетей (РААС) Нелли Игнатьева. По оценкам гендиректора
маркетингового агентства DSM Group Сергея Шуляка, в следующем году тем
или иным образом с рынка уйдет 10-15% аптек.
В РААС прогнозируют,
что лекарства, которые не входят в список жизненно необходимых,
подорожают к концу года на 10% без учета инфляции. А препаратов из
перечня ЖНВЛС может и вовсе не оказаться на полках. В особой зоне риска
те лекарства, которые не входят в минимальный набор, необходимый для
каждой аптеки. В последнюю версию списка входит 57 наименований. В
основном это недорогие лекарства, например активированный уголь и
ацетилсалициловая кислота.
Источник текст: Известия