Как сообщили “Ъ” в Минздраве, министерство разрабатывает и вскоре представит проект порядка осуществления контроля за исполнением положения закона «Об основах охраны здоровья граждан» — в части ограничений, налагаемых на врачей и фармацевтических работников при осуществлении ими профессиональной деятельности. Напомним, что заработавший с января 2012 года закон запрещает врачам принимать подарки и деньги от фармацевтических компаний, заключать соглашения с производителями о назначении или рекомендации пациентам их лекарств, осуществлять выписку лекарств на фирменных бланках и принимать участие в любых мероприятиях, финансирование которых осуществляется фармкомпаниями.
Фармацевтические компании, впрочем, уже недовольны исполнением
закона: в медучреждениях нет единого порядка допуска медпредставителей к
врачам, каждое учреждение трактует закон по-своему. Как заявил “Ъ”
директор Ассоциации российских фармацевтических производителей (АРФП)
Виктор Дмитриев, медучреждения «развели самодеятельность»: «Правила от
больницы к больнице отличаются, отсутствие единых правил создает
проблемы по продвижению безрецептурных препаратов, по сбору побочных
реакций». По его словам, руководителям медучреждений стало проще
ограничить общение врачей и представителей фармкомпаний, чем вводить
регламент — зачастую медпредставители не могут с ним даже ознакомиться.
Ассоциация разработала и направила в Минздрав, Роспотребнадзор и Госдуму
«унифицированный механизм» — проект единого регламента («стандартную
инструкцию как базисную платформу, как начало диалога», говорят
фармацевты). На основе такого «порядка допуска представителей
фармкомпаний, производителей или продавцов медицинских изделий к
медработникам медорганизации», полагают в АРФП, должен быть подготовлен
соответствующий подзаконный акт.
Документ ассоциации предусматривает индивидуальные формы
взаимодействия медработников с представителями фармкомпаний в случаях
проведения клинических исследований, участие врачей в мероприятиях,
связанных с повышением их профессионального уровня, а также — при
необходимости — мониторинг безопасности лексредств. Фармкомпании готовы
обсуждать документ с профессиональным сообществом и с чиновниками,
однако в Минздраве “Ъ” заявили, что вводить единый регламент не
планируется. Представители ведомства напомнили: согласно закону «порядок
приема представителей фармкомпаний устанавливается администрацией
медучреждения», а контроль за тем, как медучреждения исполняют положения
закона, осуществляют Росздравнадзор и региональные ведомства.
Сами врачи новый закон приветствуют, но не без нареканий. «Если до
принятия закона реклама лекарств носила ненормальный характер, то сейчас
вообще не стало никакой информации»,— заявил “Ъ” вице-президент
Российской медицинской ассоциации Георгий Комаров. Врачи соглашаются,
что должны быть единые правила игры, и отмечают, что медпредставители,
кроме информационно-просветительской функции, ведут мониторинг
безопасности применения лекарств. При опросе фармкомпаний “Ъ” удалось
выяснить, что многие из них начали менять маркетинговые стратегии, в том
числе вводить интернет-программы и семинары для врачей, повышать
квалификацию своих представителей и вводить «этические кодексы» по
взаимодействию с врачами. Некоторые представители фармбизнеса, впрочем,
опасаются, что в нынешних условиях их коллеги «разведут теневую
деятельность» — будут встречаться с врачами в нерабочее время и «не в
больнице, а в ресторане напротив».