Информационная группа Finam.ru (входит в
состав инвестиционного холдинга «ФИНАМ») провела конференцию «Точки
роста фармацевтического рынка». Ее участники отмечают, что российские
производители фармацевтических препаратов обладают высоким экспортным
потенциалом. Однако, чтобы его в полной мере реализовать, отечественным
компаниям необходимо продвигать на внешних рынках уникальные
инновационные продукты.
По оценкам экспертов, в настоящий
момент основная часть российского экспорта фармацевтической продукции
приходится на страны ближнего зарубежья. В среднем в квартал
экспортируется порядка 10% от произведенной в РФ продукции, отмечают
эксперты.
Основным получателем продукции являются страны
СНГ.
Причем такие страны, как Украина и Беларусь в меньше степени закупают
нашу продукцию по причине развитости собственной инфраструктуры по
пересекающемуся ассортименту. Поэтому сегодня экспортная ставка
делается на такие страны, как Узбекистан, Армения, Таджикистан и
Казахстан.
Тем не менее, участники конференции видят неплохие
перспективы экспорта российской фармацевтической продукции и в другие
регионы. Мы сейчас достаточно активно пошли в Юго-Восточную Азию и там
хорошо представлены, это Монголия, Вьетнам, Малайзия, Сингапур. Плюс
есть выходы в Европу, это уже не традиционные прибалтийские республики,
но и Германия.
Однако, существуют и факторы, препятствующие
успешному освоению внешних рынков. Во-первых, производство не
соответствует стандартам GMP. Во-вторых, нас там никто не ждет.
Конкуренция настолько жесткая, а нормативно-правовая среда настолько
адаптирована под протекцию локальных производителей, что взять этот
барьер очень сложно. Перспектива одна – работать в узких нишах с
инновационной продукцией, даже, возможно, с орфанными препаратами, дабы
иметь уникальное предложение на других рынках.
Директор Союза
профессиональных фармацевтических организаций Геннадий !
Ширшов о
тмечает: «На внешний рынок попасть можно через новые прорывные
технологии (ярким примером такого является целый ряд индийских
предприятий). Глобальный рынок уже занят крупными корпорациями, доля
которых растет постоянно в результате слияний и поглощений». Эксперт
добавляет, что для России пока нехарактерен термин «экспортоспособная
отрасль», и главное требование зарубежных рынков к производителям
заключается в наличии стандартов GMP, сертифицированных международными
аккредитованными организациями.
Несмотря на сложности освоения
мирового фармацевтического рынка, в некоторых сегментах продукция
российских производителей весьма конкурентоспособна и востребована,
констатирует аналитик ИК «ФИНАМ» Эльдар Вагабов: «Возьмем, например,
«ДИОД». Компания является монополистом по производству качественного
дигидрокверцетина не только на отечественном рынке, но и в мире.
Заключенные компанией контракты позволяют нам полагать, что «ДИОД»
будет наращивать производство и отгрузки этой субстанции. То же самое
относится практически ко всем крупным российским фармпроизводителям –
«Верофарм», «Фармстандарт» и др., которые поставляют продукцию на
экспорт».