Вступление России в ВТО и связанные с ним последствия для фармацевтической отрасли вызывают неоднозначные мнения в обществе. Стоит обратиться к основным принципам и механизмам функционирования этой организации. ВТО использует такие инструменты расширения международной торговли и стимулирования инвестиций, как глобальное сокращение тарифов, предоставление товарам иностранного происхождения защиты наравне с отечественными товарами, отказ от мер количественного ограничения. Тем самым членство в ВТО исключает продвижение политики импортозамещения, предполагающей замещение импорта национальными товарами посредством использования таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, а также субсидирования производств внутри страны.
Россия становится членом ВТО и принимает на себя обязательства по
действующим в ее рамках соглашениям, а также обязуется соблюдать
специфические обязательства по товарам и услугам, согласованные в
результате завершившихся переговоров. При этом резкой смены
внешнеэкономической политики государства не произойдет, поскольку
процесс присоединения не был одномоментным, ему предшествовала серьезная
работа и постепенное внедрение в национальную систему основополагающих
норм ВТО. В качестве яркой иллюстрации предварительного снижения
торговых барьеров можно отметить отмену лицензирования импорта
лекарственных средств в октябре 2011 года, т.е. до завершения процесса
присоединения.
Этот пример интересен еще и тем, что лицензирование импорта
лекарственных средств в России было отменено не внутренним актом, а
решением Комиссии Таможенного союза (ТС), имеющим прямое действие на
территории его государств-членов. В данном контексте актуальность
приобретает вопрос о соотношении норм ТС и ВТО по вопросам международной
торговли. Договором о функционировании Таможенного союза в рамках
многосторонней торговой системы, который также вступает в силу с даты
присоединения России к ВТО, установлен приоритет положений ВТО над
соответствующими положениями и решениями Таможенного союза. Это
означает, что положения ВТО становятся обязательными в том числе для
остальных членов ТС, не вступивших в ВТО. Отступление от положений ВТО
для страны-члена ТС, не являющейся членом ВТО, возможно лишь в
ограниченных случаях.
Вместе с тем пока сняты не все барьеры для открытой торговли и
предстоят определенные изменения в правовом регулировании. К основным
принципам, исполнение которых должно будет обеспечить государство,
относятся принцип недискриминации, принцип наибольшего
благоприятствования и принцип предоставления национального режима,
которые во взаимодействии призваны способствовать либерализации
международной торговли. На практике реализация указанных принципов
влечет для российской фармацевтики право пользоваться выгодами от
международной торговли, для российского государства - обязанность
обеспечивать добросовестную конкуренцию на фармацевтическом рынке,
устранять препятствия в международной торговле и не применять
дискриминационных ограничений для доступа на рынок иностранных
производителей.
Ожидается, что основным выгодоприобретателем в свете предстоящих
изменений должен стать потребитель товаров, поскольку снижение торговых
барьеров неизбежно ведет к снижению себестоимости иностранной продукции
за счет сокращения расходов на ввоз, усилению конкуренции и повышению
качества реализуемой на рынке продукции. Вместе с тем преобразования и
снижение таможенных пошлин будет происходить постепенно, так как
фармацевтическая отрасль, как и ряд иных чувствительных отраслей
экономики, защищены переходным периодом от 3 до 7 лет.
Правила ВТО затрагивают не только торговлю товарами, но и рынок услуг
и охрану прав интеллектуальной собственности. В последнем случае речь
идет о Соглашении ВТО по торговым аспектам охраны прав интеллектуальной
собственности (ТРИПС), положения которого уже частично нашли отражение в
российском законодательстве. Напрямую с моментом вступления в силу для
России протокола о присоединении к ВТО связано вступление в силу
положений ч. 6 ст. 18 ФЗ «Об обращении лекарственных средств». Этой
нормой предусмотрен запрет на получение, разглашение, использование в
коммерческих целях и в целях государственной регистрации лекарственных
препаратов информации о результатах доклинических и клинических
исследований лекарственных препаратов, представленной заявителем.
Российским законодательством установлен шестилетний срок охраны, а
несоблюдение запрета должно влечь за собой установленную
законодательством ответственность. Как будущий член ВТО Россия в
ближайшее время должна изменить декларативный характер данной нормы и
разработать эффективный механизм реализации прав интеллектуальной
собственности. Безусловным прогрессом в рамках принятых Россией по ВТО
обязательств является не только предварительная публикация всех проектов
нормативных правовых актов, но и обязательность их обсуждения
представителями индустрии. Таким образом, у профессионального сообщества
появляется дополнительная возможность и, одновременно, обязательство –
быть максимально внимательными к законодательным изменениям и принимать
активное участие в процессе обсуждения законотворческих инициатив с
учетом приоритета норм ВТО.
Справка
Всемирная торговая организация (ВТО) - международная организация,
созданная для либерализации международной торговли и регулирования
торгово-политических отношений государств-членов, образована 1 января
1995 года. Является правопреемницей действовавшего с 1947 года
Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Сейчас в ВТО
входят 153 государства. Высшим органом организации является министерская
конференция ВТО, которая собирается раз в два года. За время
существования организации проведено шесть таких конференций. В
подчинении рабочего органа ВТО - Генерального совета - состоят несколько
комиссий: по торговой политике, по товарной торговле (так называемый
совет-ГАТТ), по торговле услугами, по вопросам торговых аспектов прав
интеллектуальной собственности и др.
Автор: Мадина Плиева, кандидат юридических наук, директор по юридическим вопросам AIPM