ЧТОБЫ ПОТОМ НЕ ПЛАКАТЬ
Недавно в Москве прошла встреча медиков и журналистов, посвященная демографическим проблемам и вопросам репродуктивного здоровья.

Сегодня участник встречи, главный акушер-гинеколог Минздрава России академик Владимир Николаевич СЕРОВ отвечает на вопросы корреспондентов "Труда".

- Сейчас много говорят о снижении рождаемости в стране. Это можно объяснить тяжелыми временами?

- Да, рождаемость снижается - это факт. Но началось это не вчера. Рождаемость падала все семьдесят лет советской власти. Так что должно пройти еще столько же, чтобы колесо повернулось в обратную сторону.

- Из каких еще показателей, кроме рождаемости, складывается демографическая картина?

- Один из важнейших факторов - материнская смертность (гибель, связанная с беременностью и родами. - Авт.). В 1999 году у нас умерли 533 женщины в такой ситуации. Много это или мало? Это в 2 раза выше европейского показателя, но в 10 раз выше, чем в Швейцарии. Можно ли сравнивать Россию и благополучную альпийскую страну? Это попросту некорректно.

Теперь о причинах материнской смертности. Основная - аборт. Причем криминальный, сделанный вне стен лечебного учреждения.

- А что же с младенческой смертностью, Владимир Николаевич?

- Тут уровень реально снижается. И это, конечно, хорошо. Но за счет чего? За счет самоотверженной работы медиков. Можно сказать и по-другому - за счет чрезмерной их эксплуатации. Вложения в медицину минимальные, дороже технологий, чем для выхаживания недоношенных детей, - нет. Однако средства прежде всего надо вкладывать именно сюда.

Цифры сегодня таковы: умирают 12,9 ребенка на 1000 новорожденных. А в Японии, к примеру, - 4 на 1000. Потому что они выявляют пороки развития внутриутробно и, если обнаруживают серьезную патологию плода, беременность прерывают. Мы еще не готовы к такому - ни технически, ни морально.

- Вы имеете в виду церковь, которая в принципе против абортов?

- Наш Центр акушерства и гинекологии будет проводить в этом году второй пленум "Мать и дитя", на который, как и в прошлом году, мы пригласили служителей церкви. Но пока общего языка мы не находим. Потому что они хотят вернуть общество назад, запретив те же аборты. Это нереально. Кроме того, не забывайте, что общество наше - светское. Мы родились и были воспитаны как люди, мягко говоря, не совсем религиозные.

- Какова ваша позиция в споре о пользе или вреде полового воспитания в России?

- Это кардинальный вопрос. Америка в последние годы впервые уменьшила смертность от СПИДа. Почему, вы думаете? Потому что там учат как следует безопасному сексу. И сейчас у них никто в здравом уме не пойдет на случайный половой контакт. А у нас никто ничего не боится, особенно молодежь. Наши юнцы ни от беременности не могут предохраниться, ни от инфекций, передаваемых половым путем. Так вот: пока мы будем рассуждать, нужно половое воспитание и сексуальное просвещение или не нужно, - будем иметь и СПИД, и гепатит.

- Сегодня многие бьют тревогу по поводу ухудшения российского генофонда...

- Совершенно надуманный вопрос. Что такое ухудшение генофонда? Это ведь не проявление болезней у конкретного ребенка или взрослого. Нас все время пугают депопуляцией (количество смертей превышает число рождений). А я вот от генетиков слышал, что ничего подобного нет. Ни массовые репрессии, ни войны, ни революции генетику нашу все-таки не повредили. Я во всяком случае склонен верить специалистам, а не спекулятивным заявлениям о "вырождении нации".

- Сейчас принято говорить - и такое мнение воспринимается как бесспорный факт, - что состояние здоровья молодых женщин, будущих матерей, катастрофически ухудшается. Что думают об этом специалисты?

- Да, я слышал, что в Москве 80 процентов беременных женщин - больны. Мне пришлось в свое время работать со Всемирным банком развития. Я назвал им эту цифру. Они сказали, что это, мягко говоря, неправда. Ибо во всем мире болезненность беременных женщин примерно одинакова - что в Москве, что в Нью-Йорке, что в Праге. Ни о каких 80 процентах не может быть и речи! Хотите цифры - извольте: в Германии нормальных родов бывает 18-20 процентов. Зато в Нигерии - 80. Улавливаете? В Германии женщину обследуют нормально и находят у нее болезни, а в Нигерии никто никого не обследует. Поэтому там и болезней "нет":

Что нужно беременной женщине? Полноценная еда, отдых, витамины - и нормальное отношение - и в семье, и в кабинете врача.

- Может, вы не согласны и с тем, что по количеству абортов мы "впереди планеты всей"?

- А вот это, увы, так. В России производится примерно 2 миллиона абортов в год. До 30 процентов случаев материнской смертности происходит из-за абортов. Я всегда говорю студентам: "В России две тяжкие проблемы - аборты и алкоголизм".

Аборты, конечно, делаются практически во всех странах. В Голландии, например, приходится 5 абортов на 1000 женщин детородного возраста, а в Англии - 16. Почему, вы думаете? В Англии все "на уровне", но там не говорят откровенно о сексуальных отношениях, не принято. А в Голландии говорят - и в школах, и в СМИ. Потому что они, голландцы, считают, что человек пришел на этот свет, чтобы жить в свое удовольствие.

Но и наслаждаться надо с умом... Чтобы потом не плакать.


Пептидные комплексы против диабета!

Диабетический пептидный комплекс (Панкраген, Кардиоген, Нормофтал.  Везилют.)

Отвечая на вопросы потребителей о комплексной профилактике хронических заболеваний, команда специалистов ТД Пептид Био разработала новый продукт.

 
Авилон ФК Авилон ФК
Пептид-Био Пептид-Био
ЙОТТА-ФАРМ ЙОТТА-ФАРМ
Северная Звезда Северная Звезда
МНТК Хирургия глаза МНТК Хирургия глаза
Канонфарма Канонфарма
АО ПЕПТЕК АО ПЕПТЕК
Дальхимфарм Дальхимфарм
Карипаин Карипаин
ЯФФ ЯФФ
Пальма Пальма
Косфарма Косфарма
Органика Органика
Ретиноиды Ретиноиды