В III квартале 2002 года на третье место среди импортируемых в Россию препаратов вырвалась "виагра". Объемы продаж этого препарата за 2002 год выросли в 1,5 раза, хотя активно покупают его только в Москве и парочке других крупных городов.
В июле - сентябре в Россию завезли "виагру" на общую сумму $2,79 млн.
Обогнать специфический препарат по объемам смогли только "фервекс" ($3,36 млн) и "кавинтон" ($3,08 млн). Даже традиционно любимая россиянами "но-шпа" осталась на этот раз только на четвертом месте. Правда, если считать не в денежном, а в количественном выражении, то получится, что российские мужчины не так уж и слабы, как можно подумать исходя из данных таможенной статистики. Упаковка "виагры" стоит $12-14, а, например, пачка "но-шпы" - всего около $1,5.
Как бы то ни было, "виагра" становится все более популярным продуктом. По подсчетам "Фармэксперта", объемы ее продаж за этот год выросли в 1,5 раза. Объемы продаж препарата за весь прошлый год составили $4,8 млн. Судя по результатам III квартала 2002 года, годовые показатели будут значительно выше. "Виагра" вообще считается одним из самых успешных лекарств в мире. Сейчас ее общая доля среди препаратов для повышения потенции оценивается в 30%, а ежегодный рост продаж составляет примерно 25%.Возможно, успешному продвижению препарата в России способствовало изменение схемы дистрибуции, проведенное компанией-производителем Pfaizer. По словам Елены Левашовой, финансового директора представительства Pfaizer в России, с начала 2002 года розничные торговцы должны покупать "виагру" только у уполномоченных оптовиков. Доверием Pfaizer пользуются 30 дистрибьюторов - практически все крупные национальные и региональные компании. Таким образом Pfaizer пытается уберечь свой препарат от подделок: уполномоченные дистрибьюторы слишком на виду, чтобы торговать фальсификатами.Аналитики склонны связывать успехи "виагры" с общим увеличением спроса на оригинальные импортные препараты. В рейтинге хорошо узнаваемых и часто применяемых россиянами препаратов, составленном компанией "КОМКОН-Фарма", львиную долю занимают импортные бренды. Например, среди желудочно-кишечных средств наибольшей популярностью пользуются "но-шпа", "фестал" и "мезим-форте", среди обезболивающих и жаропонижающих - байеровский "аспирин С" и "упсарин УПСА", среди средств от простуды и гриппа - "фервекс" и "колдрекс"."Дело не в том, что отечественными лекарствами никто не пользуется. Просто никто не вкладывает в их раскрутку таких денег, как западные фирмы. Поэтому импортные препараты всегда на слуху, а наши - пользуются спросом в основном у пенсионеров", - сказал "Финансовым Известиям" представитель одной из российских компаний-дистрибьюторов. Аналитики считают, что проблема не только в рекламе, но и в низкой эффективности отечественных средств. Например, конкурировать по объемам продаж с "но-шпой" может сегодня только наша "настойка боярышника".