Минэкономразвития России провело публичные консультации по оценке регулирующего воздействия проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» и в статью 333.32.1. части второй Налогового кодекса Российской Федерации». По заключению министерства, проект содержит положения, вводящие избыточные административные и иные ограничения для субъектов предпринимательской и способствующие возникновению необоснованных расходов.
В частности, в министерстве полагают, что введение фармацевтической
экспертизы образцов биологических и биоподобных лекарственных средств,
предназначенных для получения разрешения на проведение клинических
исследований (КИ), нецелесообразно осуществлять на этапе принятия
решения о проведении КИ с целью госрегистрации (первый этап экспертизы):
методы контроля качества, нормативная документация являются предметом
исследований второго этапа экспертизы.
При введении указанного
положения о проведении фармэкспертизы на первом этапе необходимо
однозначно определить, что она может проводиться только в виде
документальной проверки. Кроме того, необходимо определить, в каком
объеме проводится оценка фармацевтической части досье лекарственного
препарата, на основании каких методик и документов предполагается
осуществлять фармэкспертизу биоаналога, если методы контроля качества
предполагается оценить только на втором этапе.
В министерстве
обращают внимание, что в статью 20 Закона № 61 вносятся изменения, в
соответствии с которыми заявитель обязан предоставлять образцы
лекарственных препаратов для проведения фармацевтической экспертизы в
количествах, необходимых для проведения контроля качества.
В
заключении указывается, что фармацэкспертиза образцов лекарственных
средств дублирует проводимую после завершения КИ экспертизу качества
лекарственных средств.
В связи со значительным увеличением сроков
проведения как экспертизы, так и выполнения технической работы,
связанной с выдачей разрешений на КИ, возможность участия РФ в
проведении международных исследований данного вида препаратов окажется
проблематичным.
В настоящее время, по данным участников публичных
консультаций, средний срок выдачи разрешений на КИ достигает 115
календарных дней. В случае же принятия поправок проекта акта он может
существенно возрасти - по оценкам, от полугода до года.
В мировой
практике общепринятым требованием на этапе получения разрешений на КИ
является предоставление необходимой документации (GMP-сертификатов
производства и/или сертификатов анализа исследуемого продукта), но не
проведение экспертизы образцов силами регуляторных органов. Такой же
подход используется на сегодняшний день в РФ. Остаются неясными причины
необходимости изменения существующего порядка.
Проектом акта
предложено увеличение сроков отдельных административных процедур,
включая как сроки проведения экспертиз, так и сроки выполнения
технических этапов.
В частности, срок для проверки комплектности
поданных на экспертизу документов и для назначения соответствующих
экспертиз увеличивается с пяти до десяти рабочих дней. Также с пяти до
десяти рабочих дней увеличивается срок информирования заявителей о
результатах проведенных экспертиз, еще десять рабочих дней проект акта
предлагает тратить на рассмотрение повторного заявления на получение
разрешения. Срок самих экспертиз предлагается увеличить с 30 до 50
рабочих дней.
Суммарный срок на осуществление административных
действий при рассмотрении заявления на получение разрешения на КИ
увеличивается, согласно проекту, до 80 рабочих дней против 45 по
действующему законодательству.
В Минэкономразвития предлагают для
международных многоцентровых КИ предусмотреть отдельный порядок в части
сроков проведения экспертиз, а также сроков выполнения технических
этапов.
Проектом акта предлагается наделить Минздрав России
полномочиями по утверждению перечня взаимозаменяемых лекарственных
препаратов, порядка его формирования и ведения.
В
Минэкономразвития полагают целесообразным в структуре госреестра
лекарственных средств предусмотреть размещение информации о
взаимозаменяемости лекарственных препаратов, не создавая дополнительно
новый реестр.
Проектом акта определено понятие «обращение
лекарственных средств» (включает в себя разработку, доклинические
исследования, клинические исследования, экспертизу, государственную
регистрацию, производство, хранение, перевозку, отпуск, реализацию,
передачу, применение, уничтожение). Кроме того, по тексту проекта акта
встречаются также понятия «гражданский оборот» и «обращение», однако
определения этих понятий проект акта не содержит.
Участники
публичных консультаций обращали внимание, что в настоящее время
диагностические радиофармацевтические препараты находятся вне
государственного регулирования при их обращении.
В министерстве
предлагают предусмотреть отсылочную норму на подзаконный акт,
устанавливающий порядок обращения радиофармацевтических лекарственных
препаратов, изготовленных непосредственно в медицинских организациях.
Проект
акта заключения Минэкономразвития направило в Торгово-промышленную
палату РФ, Общероссийскую общественную организацию малого и среднего
предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Общероссийскую общественную
организацию «Деловая Россия», Российский союз промышленников и
предпринимателей, другие субъекты предпринимательской и иной
деятельности, органам исполнительной власти субъектов РФ. Кроме того,
25 апреля 2013 г. в Минэкономразвития России состоялось совещание, в
котором приняли участие представители разработчика проекта акта и
субъектов предпринимательской деятельности, направившие позицию по
проекту акта в ходе публичных консультаций.