Эксперты констатируют: наш еще недавно сказочно растущий фармацевтический рынок, прибавивший в 2008 году более 35%, а в 2009 более 30%, затормозился.
Российский фармацевтический бизнес, который еще год назад выглядел
жизнеспособным и привлекательным для инвесторов, по общему мнению
аналитиков низведен до состояния чемодана без ручки. Вложено много, из
дела выйти можно только с большими убытками. Рост продаж медикаментов
заметнее всего замедлился в коммерческом сегменте, что говорит о низкой
платежеспособности россиян.
Финансовые итоги года представителям фармацевтического производства,
оптовой и розничной торговли еще только предстоит подвести. Но два
основных счетчика фармрынка – DSM Group и ЦМИ «Фармэксперт» - уже
сделали предварительные расчеты по данным за первые 11 месяцев 2011
года. И уже не вызывает сомнений, что год был самым неудачным для
отрасли за последние 10 лет, включая кризис 2008-2009 годов.
«В результате введения регулирования цен на жизненно необходимые
лекарственные препараты и изменений правил налогообложения, которые
коснулись многих работавших ранее по «упрощенке» участников фармрынка,
издержки компаний значительно возросли», - пояснил «МН» генеральный
директор DSM Group Сергей Шуляк. По словам эксперта, изменения в
администрировании сильнее всего ударили по аптекам, где рентабельность
упала до 1-2% (в зависимости от того, арендованы торговые площади или
находятся в собственности) против 4-5% в 2009 году. Уменьшилась
привлекательность и оптовой торговли аптечными товарами: по словам
Шуляка, «сейчас рентабельность в этом сегменте не превышает 0,5%, хотя
еще год назад по самым пессимистическим оценкам была 3%».
Общий рост рынка в 2011 году Сергей Шуляк оценивает в 14% в рублевом
эквиваленте цен конечного потребителя, из которых 7-8% - это
инфляционная составляющая. Николай Демидов, не подводя окончательных
итогов, допускает, что он был и ниже – от 8%. В таком случае инфляция
его полностью поглотила. «Если говорить не о денежном эквиваленте, а о
том, сколько лекарств получили наши граждане в этом году, то роста
действительно фактически нет, - говорит Шуляк. – Количество упаковок
проданных во всех сегментах рынка за первые 11 месяцев 2011 года всего
на 0,7% больше, чем за тот же период прошлого года».
Общий объем рынка лекарств и сопутствующих аптечных товаров в 2011
году, по предварительным данным DSM Group, составил примерно 750 млрд.
рублей. Из них более 461 млрд. приходится на медикаменты, которые
покупались россиянами за собственный счет, 136 млрд. – на
парафармацевтику и 149 млрд. – на госпитальные закупки и программы
льготного лекарственного обеспечения всех уровней.
Эксперты констатируют: наш еще недавно сказочно растущий
фармацевтический рынок, прибавивший в 2008 году более 35%, а в 2009
более 30%, затормозился. Как и увеличение потребления медикаментов,
уровень которого в России в несколько раз меньше, чем в экономически
развитых странах. Вместе эти два фактора делают нашу страну совершенно
неинтересным местом для инвесторов «большой фармы».
«На Западе рынок давно сформирован и растет на 2-3% в год. Мы впервые
приблизились к столь низкой отметке, роста и это выбивает Россию из
числа перспективных и быстро развивающихся рынков. А учитывая сложности с
регистрацией препаратов, с которыми в течении года столкнулись многие
производители, шансов оставаться достойными конкурентами еще меньше», -
отмечает Николай Демидов. «Если бизнес и не уходит из этого дела, так
только потому, что его некому продать, сейчас фармацевтика стоит очень
мало», - считает Сергей Шуляк.
Но во всем есть и положительные стороны. По крайней мере, в
краткосрочной перспективе российские пациенты могут не опасаться резкого
подорожания медикаментов – ни тех, что по льготным рецептам, ни тех,
что в открытой продаже. По данным экспертов, из-за колебаний курсов
валют в 2011 году цены на регулируемые государством жизненно необходимые
лекарственные препараты увеличились всего на 2%. Коммерческий сегмент
не на много его обогнал – всего 7%. В 2012 году эта тенденция
сохранится, уверены аналитики.