Эксперты констатируют: наш еще недавно сказочно растущий фармацевтический рынок, прибавивший в 2008 году более 35%, а в 2009 более 30%, затормозился.

Российский фармацевтический бизнес, который еще год назад выглядел

жизнеспособным и привлекательным для инвесторов, по общему мнению

аналитиков низведен до состояния чемодана без ручки. Вложено много, из

дела выйти можно только с большими убытками. Рост продаж медикаментов

заметнее всего замедлился в коммерческом сегменте, что говорит о низкой

платежеспособности россиян.

Финансовые итоги года представителям фармацевтического производства,

оптовой и розничной торговли еще только предстоит подвести. Но два

основных счетчика фармрынка – DSM Group и ЦМИ «Фармэксперт» - уже

сделали предварительные расчеты по данным за первые 11 месяцев 2011

года. И уже не вызывает сомнений, что год был самым неудачным для

отрасли за последние 10 лет, включая кризис 2008-2009 годов.

«В результате введения регулирования цен на жизненно необходимые

лекарственные препараты и изменений правил налогообложения, которые

коснулись многих работавших ранее по «упрощенке» участников фармрынка,

издержки компаний значительно возросли», - пояснил «МН» генеральный

директор DSM Group Сергей Шуляк. По словам эксперта, изменения в

администрировании сильнее всего ударили по аптекам, где рентабельность

упала до 1-2% (в зависимости от того, арендованы торговые площади или

находятся в собственности) против 4-5% в 2009 году. Уменьшилась

привлекательность и оптовой торговли аптечными товарами: по словам

Шуляка, «сейчас рентабельность в этом сегменте не превышает 0,5%, хотя

еще год назад по самым пессимистическим оценкам была 3%».

Общий рост рынка в 2011 году Сергей Шуляк оценивает в 14% в рублевом

эквиваленте цен конечного потребителя, из которых 7-8% - это

инфляционная составляющая. Николай Демидов, не подводя окончательных

итогов, допускает, что он был и ниже – от 8%. В таком случае инфляция

его полностью поглотила. «Если говорить не о денежном эквиваленте, а о

том, сколько лекарств получили наши граждане в этом году, то роста

действительно фактически нет, - говорит Шуляк. – Количество упаковок

проданных во всех сегментах рынка за первые 11 месяцев 2011 года всего

на 0,7% больше, чем за тот же период прошлого года».

Общий объем рынка лекарств и сопутствующих аптечных товаров в 2011

году, по предварительным данным DSM Group, составил примерно 750 млрд.

рублей. Из них более 461 млрд. приходится на медикаменты, которые

покупались россиянами за собственный счет, 136 млрд. – на

парафармацевтику и 149 млрд. – на госпитальные закупки и программы

льготного лекарственного обеспечения всех уровней.

Эксперты констатируют: наш еще недавно сказочно растущий

фармацевтический рынок, прибавивший в 2008 году более 35%, а в 2009

более 30%, затормозился. Как и увеличение потребления медикаментов,

уровень которого в России в несколько раз меньше, чем в экономически

развитых странах. Вместе эти два фактора делают нашу страну совершенно

неинтересным местом для инвесторов «большой фармы».

«На Западе рынок давно сформирован и растет на 2-3% в год. Мы впервые

приблизились к столь низкой отметке, роста и это выбивает Россию из

числа перспективных и быстро развивающихся рынков. А учитывая сложности с

регистрацией препаратов, с которыми в течении года столкнулись многие

производители, шансов оставаться достойными конкурентами еще меньше», -

отмечает Николай Демидов. «Если бизнес и не уходит из этого дела, так

только потому, что его некому продать, сейчас фармацевтика стоит очень

мало», - считает Сергей Шуляк.

Но во всем есть и положительные стороны. По крайней мере, в

краткосрочной перспективе российские пациенты могут не опасаться резкого

подорожания медикаментов – ни тех, что по льготным рецептам, ни тех,

что в открытой продаже. По данным экспертов, из-за колебаний курсов

валют в 2011 году цены на регулируемые государством жизненно необходимые

лекарственные препараты увеличились всего на 2%. Коммерческий сегмент

не на много его обогнал – всего 7%. В 2012 году эта тенденция

сохранится, уверены аналитики.


Пептидные комплексы против диабета!

Диабетический пептидный комплекс (Панкраген, Кардиоген, Нормофтал.  Везилют.)

Отвечая на вопросы потребителей о комплексной профилактике хронических заболеваний, команда специалистов ТД Пептид Био разработала новый продукт.

 
Ретиноиды Ретиноиды
МНТК Хирургия глаза МНТК Хирургия глаза
АО ПЕПТЕК АО ПЕПТЕК
ЙОТТА-ФАРМ ЙОТТА-ФАРМ
Авилон ФК Авилон ФК
Пептид-Био Пептид-Био
Северная Звезда Северная Звезда
Пальма Пальма
Канонфарма Канонфарма
Дальхимфарм Дальхимфарм
Органика Органика
ЯФФ ЯФФ
Косфарма Косфарма
Карипаин Карипаин