Жизнь полна неожиданностей, в том числе и неприятных. Когда случается беда, мы бежим к телефону и набираем знакомый каждому с детства номер - "03".
С этого момента мы вступаем в общение со службой "Скорой помощи". А это целый мир, не знакомый и не понятный большинству из нас. Не потому ли столько конфликтов с этой важнейшей из служб? А всего-то и нужно - знать несколько простых правил.
В каких случаях необходимо прибегать к "Скорой помощи", а когда этого делать не следует?
Непременно набирайте "03", если на фоне полного благополучия наступило резкое ухудшение самочувствия. Люди с различными хроническими заболеваниями нуждаются в срочной медицинской помощи при внезапном обострении недуга - например, приступе бронхиальной астмы, гипертоническом кризе. "Скорую помощь" необходимо вызывать также в случае серьезной травмы. Ваш вызов примут, даже если это случилось в течение предыдущих суток. Но если прошло более суток, обращайтесь в поликлинику. Бригада "Скорой помощи" обязательно приедет, если заболел маленький ребенок. Вызов принимают даже тогда, когда нет явного повода. Врачи считают, что в данном случае лучше перестраховаться. Вызов не принимается, когда, например, просят вывести человека из состояния запоя (к сожалению, это происходит все чаще). Не нужно забывать: миссия "Скорой" отличается от функций врача поликлиники. Иногда ведь доходит до абсурда - требуют "Скорую" для лечения целлюлита.Если есть проблемы со здоровьем, но не понятно, вызывать ли "Скорую", можно ли проконсультироваться по телефону?Да, вам обязательно дадут совет. Даже если заболевание не требует оказания срочной медицинской помощи, диспетчер передаст трубку старшему врачу смены и тот подскажет, что делать. В Москве, в оперативном отделе "Скорой помощи", куда поступают все звонки, круглосуточно дежурит врач, который не ездит на вызовы, а консультирует по телефону. В случае необходимости он распорядится, чтобы к вам выехала бригада.Что конкретно говорить, набирая "03"?Это очень важный момент. В экстренной ситуации порою все зависит от того, насколько точно и четко мы скажем, что произошло. Прежде всего сформулируйте про себя то, что хотите сообщить. Очень часто диспетчер слышит в трубке только "Спасите!" или "Скорее приезжайте!" Итак, собравшись с мыслями и взяв себя в руки, изложите ваши жалобы. Как правило, на вопрос "Что случилось?" люди отвечают просто: "Мне плохо!" Но "плохо" - это не информация. Диспетчер теряет драгоценные минуты, выясняя, в чем дело.Четко диктуйте адрес, по которому должна приехать машина. Именно адрес, с названием улицы и номером дома, а не просто “серый дом на углу”. Если дверь подъезда с кодовым замком, обязательно укажите код. А еще лучше встретить бригаду. Вы поможете врачам, если толково и лаконично расскажете, как удобнее проехать, или припомните, не перекрыт ли путь ремонтными работами.Вы стали свидетелем несчастного случая с человеком на улице или в транспорте. Вызовите “Скорую” – это благое дело! Впрочем, чтобы оно стало действительно добрым, приложите еще немного усилий. Если человек упал на улице, он мог просто поскользнуться. Упал, встал, отряхнулся и пошел, а вы уже кричите в трубку: “Скорее, тут несчастный случай!” Поэтому, прежде чем звонить, попробуйте убедиться, что упавший не просто пьяный, спящий под деревом, или “отдыхающий” бомж – типичный продукт нашего времени. Тут нужна не “Скорая”, а милиция.Но если помощь действительно нужна, расскажите подробно, что произошло. Вы очень поможете бригаде, если сообщите свое имя и дождетесь врачей на месте происшествия.Почему, вызывая “Скорую”, приходится отвечать на массу “ненужных” вопросов?Иногда люди считают, что достаточно набрать “03” и сказать, что болит живот. А ведь не менее важно знать, где локализована боль, какой носит характер, наблюдалась ли раньше, какие лекарства принимали и есть ли температура, другие жалобы... Иногда подобные вопросы кажутся людям бессмысленными, более того – оскорбительными. “Приезжайте, а потом спрашивайте”, – возмущаемся мы, не понимая, что это отнюдь не праздное любопытство. Диспетчер обязан задать эти вопросы – только так можно оценить тяжесть состояния и определить точность вызова. Именно в зависимости от этого к вам направят специализированную бригаду (детскую, неврологическую, кардиологическую, токсикологическую, реанимационную). С какими-то проблемами в силах справиться и фельдшер, для других требуется врач. Задав те самые “ненужные” вопросы, диспетчер разберется в ситуации и предоставит именно ту помощь, которая необходима.Кстати, в Москве практически все звонки “03” попадают на централизованный компьютер, который распределяет наряды на подстанции. “Бездушная машина” вообще не примет вызов, пока не получит всю необходимую информацию. Поэтому не нервничайте, а по возможности коротко и четко отвечайте на поставленные вопросы.Как скоро ждать приезда “Скорой помощи”?В идеале – через 15-20 минут, хотя “Скорой” не всегда удается добраться за это время. Мы в этом виним врачей, но припомните, когда вы в последний раз уступили дорогу машине с красным крестом? И разве не мы ставим свой “жигуль” у самого подъезда, так, что не только “Скорой” – велосипеду не пробраться? А кто-то забыл прикрепить номер к новой роскошной двери. И подобным примерам несть числа. Так надо ли удивляться, что врачи иной раз часами разыскивают нужную квартиру?Нужен ли “Скорой помощи” страховой полис?Нет. “Скорая” оказывает помощь всем, независимо от гражданства, места жительства, прописки. Кроме того, помощь эта бесплатная. Если у вас просят страховой полис или деньги, это незаконно. Но не требуйте от врачей невозможного: “Скорая” не вправе выдать больничный. Зато можно получить справку о вызове “Скорой” – у ответственного врача смены. И вообще – все конфликтные вопросы лучше решать с ним, попросив его к телефону.
Журнал "Семейный доктор"