С 1 октября список лицензий, которые
необходимо получать в России импортерам лекарств, сократится на один
пункт - отпадет надобность в лицензии Министерства промышленности и
торговли. А к 2013 году чиновники обещают унифицировать правила
регистрации, импорта и обращения препаратов на территории всего
Таможенного союза. Все это в перспективе может снизить стоимость
лекарств.
Путь иностранного лекарства в России довольно
сложен. Сначала препарат должен зарегистрировать Минздравсоцразвития на
основе данных о клинических испытаниях. Эта процедура может занять до
двух лет. Затем компания-импортер должна получить в Росздравнадзоре
разрешение на продажу лекарства на территории России. И, наконец,
лицензию Минпромторга на ввоз партии препаратов.
- Нужно
было под конкретный объем препаратов получать лицензию Минпромторга.
Это занимало 2-3 месяца. При этом, если нужно было экстренно ввезти
большую партию препаратов, приходилось получать новую лицензию, -
рассказывает Марина Велданова, глава представительства фармкомпании
Ipsen в России.
В соответствии с новыми правилами ввоза
лекарств на территорию Таможенного союза с 1 октября лицензия
Минпромторга больше не потребуется.
Нововведение
распространяется на юридических и физических лиц, имеющих разрешение на
ввоз лекарств и субстанций. Речь идет о препаратах и субстанциях,
включенных в государственный реестр лекарственных средств государства -
члена Таможенного союза. А вот на импорт незарегистрированных
препаратов, которые обычно используют для клинических исследований,
по-прежнему потребуется лицензия. Не распространяется новшество и на
наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры.
На импорт приходится 75,4% российского рынка лекарств. По данным
экспертов, за первые семь месяцев 2011 года в Россию ввезли лекарств на
$6,1 млрд, это на 17% больше, чем за аналогичный период 2010 года. По
итогам прошлого года импорт препаратов
составил $10 млрд. Аналитики особых изменений в жизни отрасли в результате отмены одной из лицензий не предвидят.
- Пока не будет гармонизировано законодательство всех трех стран,
входящих в Таможенный союз, правила не принесут особенного результата.
Для нормального функционирования системы нужны единые законы,
определяющие правила регистрации, импорта и обращения лекарств и в
России, и в Белорусии, и в Казахстане, - считает Давид Мелик-Гусейнов из
маркетингового агентства Cegedim Strategic Data.
Различия в
законодательстве трех стран можно легко увидеть на правилах импорта
субстанции гепарин (вещество, препятствующее свертыванию крови). В
России и Белоруссии компаниям, ввозящим гепарин, придется заплатить
таможенную пошлину в 10%, а в Казахстане импортных пошлин не
предусмотрено. Еще один пример - досье на регистрацию лекарств.
Требования к ним разнятся в зависимости от страны. В итоге получается,
что в инструкциях одних и тех же лекарств в разных странах могут быть
разные показания к применению. Выработать единые правила чиновники
обещают лишь к декабрю 2012 года.
Впрочем, что-то новые
правила все-таки могут изменить. Сами участники рынка замечают, что
негативным последствием может стать увеличение доли «черного» и
«серого» импорта из-за ослабления контроля.
В Минпромторге
угрозы в упрощении правил не видят. «В части контроля ничего не
изменится, так как все регистрационные удостоверения существуют в базе
Минздравсоцразвития. И сейчас мы все упрощаем с точки зрения
документооборота. Поэтому серый импорт как был, так и будет жестко
контролироваться», - заявляют в ведомстве.
По данным
Росздравнадзора, в 2010 году доля недоброкачественных лекарственных
средств отечественного производства составила 0,4% от общего количества
серий, выпущенных в обращение. Доля недоброкачественных лекарственных
средств зарубежного производства составила 0,2% от общего количества серий, выпущенных в обращение.