11 марта в Москве состоялось заседание Рабочей группы по исследованию вопросов конкуренции в фармацевтическом секторе под сопредседательством заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы Анатолия Голомолзина и представителя конкурентного ведомства Италии Ренато Ферранди.
В совместном заседании приняли участие представители антимонопольных ведомств 10 стран: Азербайджана, Болгарии, Италии, Индии, Казахстана, Кыргызстана, Кореи, Румынии, России и Сербии. Как сообщили в пресс-службе ФАС, особое внимание в ходе обсуждения было уделено специфике товарного рынка лекарственных средств, вопросам недобросовестной конкуренции, а также выявлению и пресечению картельных сговоров.
По мнению ФАС России, магистральный путь регулирования
фармрынка должен находиться не в русле административных ограничений, а в
создании условий для конкуренции, что станет стимулом для снижения цен
на лекарства, повышения их качества и расширения ассортимента.
Для
этого, во-первых, необходимо ввести в законодательство понятие
«взаимозаменяемых лекарственных средств», определить порядок
установления взаимозаменяемости, упростить регистрацию воспроизведенных
лекарственных препаратов, особенно по тем МНН, в рамках которых
зарегистрировано только одно торговое наименование, ужесточить критерии
патентоспособности с целью уменьшения последствий необоснованно выданных
патентов, приводящих к искусственному продлению монопольного положения
отдельных компаний, и обеспечить соблюдение требований выписки лекарств
на рецептурных бланках по МНН, позволяющих пациентам осуществлять выбор
между несколькими взаимозаменяемыми лекарственными препаратами по
наилучшей цене.
Во-вторых, учитывая отсутствие конкуренции на
рынках монопольных препаратов и невозможность достижения по ним
значительного снижения цен на торгах, необходимо до истечения сроков
действия патентов на такие препараты осуществлять их закупки напрямую у
производителей, добиваясь значительных скидок и гарантий, и отдельно
проводить торги на услуги по хранению и доставке лекарственных
препаратов в субъекты Российской Федерации. Для препаратов, обращаемых
на конкурентных рынках (имеющих аналоги), требуется переход от жесткого
административного регулирования цен на лекарства к системе
лекарственного возмещения.
В-третьих, необходимо создать
информационную платформу для размещения информации о ценах на лекарства в
разных странах с целью ее использования в рамках государственного
регулирования цен на лекарства, формирования начальных (максимальных)
цен контрактов, а также для выявления необоснованно завышенных цен на
конкретные препараты в России, а также автоматизации проведения
соответствующих сравнительных исследований.