ФАС России подготовила доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2012 год. В докладе приведены основные итоги проводимой в стране конкурентной политики, проанализированы наиболее значимые изменения законодательства, представлены результаты исследований состояния конкуренции в некоторых секторах экономики и на отдельных товарных рынках, рассмотрены основные проблемы их функционирования.
В частности, по мнению антимонопольного ведомства, ключевыми
проблемами развития конкуренции на российском фармацевтическом рынке
остаются следующие:
- отсутствие единых правил производства и контроля качества лекарственных средств;
- отсутствие понятия и четких критериев определения взаимозаменяемости лекарственных средств;
- несовершенство процедур государственной регистрации лекарственных средств;
- жесткое административное регулирование цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты;
- низкая доступность лекарственных препаратов для населения;
- отсутствие прозрачности формирования ограничительных перечней лекарственных средств;
- некорректное взаимодействие фармкомпаний с врачебным сообществом;
- эксклюзивные соглашения фармпроизводителей и дистрибьюторов;
- проблемы контроля качества лекарственных средств и медицинского надзора в целом;
- незаконное использование биологически активных добавок (БАДов) как лекарственных средств;
- незаконные административные барьеры в субъектах Российской Федерации.
В
докладе приводятся предложения, направленные на совершенствование
законодательства в сфере конкуренции. В частности, предлагается внести
изменения в законодательство Российской Федерации, направленные на
развитие конкуренции:
- В статью 1 Закона о защите конкуренции добавить такую цель указанного федерального закона, как развитие конкуренции.
В
целях стимулирования развития производства качественного товара, как
основного конкурентного преимущества, в статьях 6 и 7 Закона о защите
конкуренции (о монопольно высокой/низкой цене товара) необходимо так же
учитывать соотношение цена/качество товара; отклонение от рыночной цены
товара, с установлением терминологии «рыночной цены» и величины
допустимого отклонения.
ФАС предлагает в обязательном порядке
применять институты предупреждений и предостережений в отношении любых
правонарушений, предусмотренных статьей 10 Закона о защите конкуренции.
Кроме
того, считают в ФАС, целесообразно упростить контроль за экономической
концентрацией в целях дальнейшего снижения нагрузок на бизнес.