Расходы российского бюджета на здравоохранение ниже, чем в ряде развитых стран, "но даже эти затраты имеют низкую эффективность", заметил Давид Мелик-Гусейнов, директор компании Cegedim Strategic Data, председатель экспертного совета по здравоохранению отраслевого объединения "Деловая Россия", выступая на XVII всероссийской конференции "Аптечная сеть России", которая прошла 12-13 апреля.
По его словам, правом на бесплатные медикаменты сегодня в России
пользуются свыше 17 млн человек, при этом более 12 млн выбирают денежную
компенсацию вместо лекарств.
У системы лекарственного возмещения есть два пути развития - модели,
успешно применяющиеся в мире. Первая – безрисковая, когда лечение
заболевших финансируется из общего бюджета. Вторая модель
лекарственного возмещения - рисковая: население вскладчину вносит
определенный взнос, при наступлении страхового случая заболевший
получает компенсацию.
Как рассказал Давид Мелик-Гусейнов, в первом случае отечественному
здравоохранению не потребуется менять существующую структуру - уже есть
жесткий контроль со стороны Росздравнадзора, ФАС России и проч.,
потребуется только видоизменить систему ОМС. Страховые компании
выступают в роли наблюдателей – пропускают через себя финансовые потоки:
"погашенные рецепты пациент передает в страховую компанию для
возмещения, покупка более дорогих лекарств будет возмещаться по базовой
минимальной цене", пояснил эксперт. По его словам, сильная сторона
данного пути – наличие развитой системы экспертизы и контроля, проблема
же заключается в невозможности реализовать реальные страховые принципы.
Рисковая схема сложнее первой, пояснил Давид Мелик-Гусейнов, требует
более активного привлечения страховых компаний, обновления фондов
инфраструктуры, реализации рыночных принципов регулирования отношений.
Избыточные функции контролирующих и регулирующих органов можно передать
бизнесу – страховые компании будут заинтересованы в том, чтобы посчитать
свои финансовые потоки. Сложность второго пути в том, что россияне не
готовы платить больше, чем сейчас, уточнил выступающий. Минус этой
схемы, по мнению эксперта, – серьезные требования к устойчивости
страховщиков, отсутствие эффективной системы регулирования
ценообразования, полноценной статистики и ее интерпритации.
По мнению Давида Мелик-Гусейнова, российскому здравоохранению
предстоит выбрать вариант, "радует тот факт, что Минздравсоцразвития
России готово апробировать на ряде пилотных регионов возмещение закупок
лекарств не по 94 закону, а на основе установленных предельных цен, то
есть каждой аптеке будут возмещать те лекарства, которые отпускают
льготным категориям граждан".