Любовь россиян к народным средствам медицины вскормила целую отрасль. Рынок растительных добавок, чаев, сборов и капсул за прошлый год вырос в 2,5 раза.
Простота и дешевизна травяного производства прельщает множество мелких компаний, которые не всегда заботятся о качестве. Впрочем, стандарт качества GMP, на который должны перейти все фармпредприятия к 2005 г. , для этого сектора пока даже не прописан. Участники рынка не исключают, что он будет копироваться с крупнейшего завода - "Красногорсклексредства", принадлежащего немцам.
Рынок лекарственных трав невелик по сравнению с объемами всего фармрынка - 3 - 5% , считает Светлана Грудачева, аналитик ЦМИ "Фармэксперт". "Однако это очень перспективный сегмент: сейчас фитопродуктами интересуется множество компаний", - добавляет она.
Интерес к травам, по предположению Алексея Травалева, главного экономиста "Красногорсклексредств", подогревается относительно небольшим размером необходимых инвестиций. "Больше всего денег требуется на фасовочное оборудование - это порядка $10 000, - объясняет он. - Помимо этого для производства фитопродукции требуется только разрешение Минздрава да какой-нибудь сарай. Кроме того, производство технологически несложное, а продукция не облагается НДС и налогом на прибыль (как лекарственное средство. - "Ведомости") ".Объемы традиционных производителей растительных препаратов постоянно растут. Например, у "Красногорсклексредств" производство за 2000 г. увеличилось на 20%. У компании "Вилар" - на 30%. У более мелкого производителя - Краснодарской фармфабрики - почти в два раза. В последнее время также появилось много совсем небольших компаний, особенно в регионах. Если еще два года назад на рынке активно работало около десятка фирм, то теперь их число уже приближается к сотне.Крупные компании жалуются на мелких конкурентов, которые продают свою продукцию по слишком низким ценам и отнимают таким образом часть региональных потребителей. "Они значительно выигрывают в области региональных продаж", - говорит Наталья Матвеева, специалист по маркетингу компании "Лектравы Северо-Запада". "Потребитель реагирует на дешевизну, а мы не можем снизить цены из-за накладных расходов, - вторит ей Наталья Кандыбка, начальник отдела маркетинга и продаж "Вилара". - Поэтому небольшие фабрики нам сильно мешают. Они стали особенно быстро разворачиваться в этом году".К качеству фитопродукции особенно никто пока не придирается. "Травяные" заводы, так же как и все фармпредприятия, должны до 2005 г. перейти на стандарт качества GMP, но пока они с реконструкцией цехов не торопятся. "Это требует очень больших инвестиций - порядка $10 млн.", - говорит Кандыбка. Впрочем, и сам стандарт качества GMP пока для них прописан не очень четко: он затрагивает только общесанитарные нормы, а не саму переработку сырья.Производственные стандарты в фармацевтической промышленности утверждаются Минздравом - только после этого заводы начинают соответствующую реконструкцию. Но чиновники ничего не придумывают сами, общие стандарты GMP были переписаны с западных, при этом переработка трав в них не попала. Поэтому участники рынка допускают, что стандарты будут писаться с крупнейшего производителя - завода "Красногорсклексредства". "Этот завод может протолкнуть такие правила, - считает Наталья Кандыбка. - Ему будет легче всех это сделать".Объем производства "Красногорсклексредств", по данным "Фармэксперта", в 2000 г. составил 243 млн руб. - это крупнейшее на рынке предприятие. И его руководство утверждает, что нынешняя реконструкция предприятия позволит писать стандарты с их завода.Сейчас "Красногорсклексредства" приступили к реконструкции первых четырех технологических линий. Инвестором проекта выступила частная немецкая компания Martin Bauer GmbH - почти 100% -ный хозяин завода. Контрольный пакет предприятия немцы получили еще в 1994 г., после акционирования. За оборудование для новых цехов "Красногорсклексредства" расплачиваются акциями. (Последняя эмиссия - около 60 000 акций стоимостью 500 руб. - была на днях размещена в пользу Martin Bauer.) "Это нужно было для того, чтобы не пришлось платить НДС и таможенные пошлины на оборудование", - объясняет Ринат Старков, генеральный директор красногорского предприятия.Martin Bauer интересуется российским травяным рынком не случайно. У компании сходный профиль деятельности: она выпускает в Германии растительные биоактивные добавки, капсулы, добавки для чаев (например, для чая Milford). "Восточноевропейский рынок сейчас самый перспективный. Поэтому у нас есть несколько филиалов в Польше, производство на Украине, которое мы пытаемся наладить, и крупнейший российский завод", - говорит пожелавший не называть своего имени в печати специалист по маркетингу Martin Bauer."Ведомости" 21 марта 2001 года