Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФ™, за первые девять меся-цев 2011г. объем реализации безрецептурных лекарственных препара-тов в России в натуральном выражении увеличился на 1% и составил 2,374 млрд. упаковок. В стоимостном выражении объем аптечного рынка страны (без учета ДЛО) относительно аналогичного периода прошлого года вырос на 14% в рублевом эквиваленте и на 19% - в долларах и дос-тиг 125,077 млрд. рублей (4,336 млрд. долл.) в оптовых ценах.
Средняя стоимость упаковки увеличилась в сравнении с аналогичным
периодом прошлого года (2,02 долл.) и достигла 2,40 долл. в розничных
ценах. За первые три квартала 2011г. российский потребитель потратил на
ОТС-препараты в среднем 39,93 долл., тогда как за аналогичный пе-риод
2010г. – 33,26 долл.
По итогам трех кварталов 2011г. состав Топ-10 ведущих производителей
по сравнению с предыдущим годом не изменился. Кроме того, у большинства
его представителей позиции в рейтинге остались теми же. Повысить свой
рейтинг удалось только компаниям SANDOZ (+33%) и RECKITT BENCKISER
(+20%), которые заняли 3 и 8 места соответственно. При этом на позицию
вниз, на третью, четвертую и девятую строчки со-ответственно, сместились
MENARINI (+4%), BAYER (+13%) и TEVA (+7%). Лидерами рынка
ОТС-препаратов в России несмотря на отставание темпов роста и сокращение
долевого присутствия продолжают оставаться российский производитель
PHARMSTANDART (+11%) и французская кор-порация SANOFI-AVENTIS (+7%).
Суммарная доля, приходящаяся на десять ведущих компаний, увеличилась с
44,0% до 44,3%.
В рейтинге ведущих торговых наименований остаться на занятых ранее
позициях удалось пяти препаратам. Это возглавляющие его ARBIDOL (+8%),
ESSENTIALE N (+3%) и LINEX (+114%), а также занимающие 5 и 6 строчки
MEZYM FORTE (+0,3%) и ANAFERON (+7%). Три представителя Топ-10
опустились на более низкие строчки – препараты OCILLOCOCCINUM (-0,4%),
THERAFLU (+7%) и NO SPA (-4%) заняли 7, 9 и 10 места соответственно.
Рейтинговый прогресс отмечен у наименований LASOLVAN (продажи выросли в
1,6 раза) и EXODERIL (в 2,1 раза), которые благодаря выраженной
позитивной динамике заняли 4 и 8 строчки. При этом последний стал
единственным новым представителем Топ-10.
В рейтинге ведущих МНН и группировочных наименований не появилось
новых участников, однако в нем произошли многочисленные перестановки.
Лишь его лидеру – наименованию ARBIDOL (+8%), удалось сохранить свои
позиции неизменными. Среди оставшихся представителей четыре повысили
свой рейтинг, тогда как пять, напротив, снизи-ли его. На две строчки
вверх, с 4 на 2 место, переместился XYLOMETAZOLINE (+34%). На три
позиции поднялся AMBROXOL (+42%), занявший 5 строчку. На один пункт
вверх, на 6 и 9 места, переместились IBUPROFEN (+16%) и KETOPROFEN
(+13%). Динамика продаж остальных наименований отставала от
среднерыночных темпов, однако лишь у МНН LACTOBACILLUS ACIDOPHILUS (-9%)
объем продаж сократился в ана-лизируемом периоде. Кумулятивная доля
десяти ведущих МНН и груп-пировочных наименований осталась практически
неизменной и составила 18,3%.
Трем представителям рейтинга ведущих АТС групп удалось сохранить свои
позиции. Это возглавляющие его N02 Анальгетики (+11%), а также
занимающие 6 и 7 места A07 Противодиарейные препараты (+10%) и R06
Антигистаминные препараты системного действия (+6%). Три группы (A11,
A05 и препараты нераспознанных фармгрупп) сместились на более низкие
строчки, тогда как четыре, напротив, улучшили свое рейтинговое
положение. Все четыре поднялись на позицию вверх: группа R05 Препараты
для устранения симптомов простуды и кашля (+40%) заняла 2 место, R01
Назальные препараты (+19%) – 4 место, а группы J05 Противовирусные
препараты для системного применения (+21%) и M02 Препараты для наружного
применения при болевом син-дроме при заболеваниях костно-мышечной
системы (+14%) – восьмое и десятое места соответственно. Суммарная доля
десяти ведущих групп увеличилась с 53,3% до 53,5%.
Заключение
По итогам трех кварталов 2011г. объем продаж безрецеп-турных
препаратов в аптеках России составил 164,578 млрд. руб. (5,706 млрд.
долл.). В рублях рынок увеличился на 15%, тогда как в долларах его рост
составил 20%. В натуральных показателях этот сегмент также
продемонстрировал позитивную, но слабо выраженную динамику (+1%) и
достиг 2,374 млрд. упаковок. Средняя стоимость упаковки по итогам девяти
месяцев была заметно выше аналогичного показателя прошлого года (2,40
долл. против 2,02 долл.). Повысились и средние расходы россиян на
приобретение безрецептурных лекарственных препаратов в аптеках (39,93
долл. против 33,26 долл.).