Руководители аптек Москвы и Московской области приняли участие в региональной конференции, организованной Ассоциацией аптечных учреждений «СоюзФарма». Доклады, объединенные темой «Аптечный рынок России: перезагрузка 2010», отражали основные тенденции года: изменения в законодательной сфере в фармацевтической отрасли и их влияние на деятельность розничного звена, а также рекомендации по повышению эффективности работы аптек с помощью маркетинговых инструментов.
В открывшем конференцию докладе Исполнительного директора Ассоциации «СоюзФарма» Д.Г.Целоусова содержалась подробная характеристика принятых нормативных актов года: Федерального закона «Об обращении лекарственных средств», Постановлений Правительства РФ, приказов Минздравсоцразвития и разъяснений, что нового они вносят в деятельность аптек. Д.Целоусов проинформировал также о том, как Ассоциация вместе с аптеками откликалась на подготовку и обсуждение нормативных документов, какие предложения были учтены в ФЗ, в Минимальном ассортименте ЛС, а также о последующих запросах и обращениях в гос.органы (всего их было более 150). В целом за год Юридическая служба Ассоциации осуществила более 500 консультаций аптек и подготовила более 300 письменных ответов.
Профессионализм следующего докладчика – директора Cegedim Strategic Data, канд.фарм.наук Д.Мелик-Гусейнова позволил органически продолжить тему «Государственные федеральные и региональные инициативы и их влияние на фармацевтический рынок России», остановившись на иных аспектах. Характеристика российской ситуации прозвучала на фоне краткого описания перспектив развития мирового фармацевтического рынка. Среди государственных инициатив 2010 года Д.Мелик-Гусейнов выделил: регулирование цен на лекарственные средства, состояние локального производства, возрастание роли этического маркетинга, определение конфликта интересов (что будет разрешено и запрещено медицинским и фармацевтическим работникам) и о возможной тактике поведения фарм. компаний. Отвечая на дискуссионный вопрос в связи с предстоящей реформой и увеличением ставки единого социального налога, а также возможностью отнесения аптек к социальной сфере, Д.Мелик-Гусейнов предложил руководителям подумать, какие последствия могут ожидать аптеки, если их будут относить не к торговым организациям, а к социальным, с учетом того, что государство станет жестким регулятором отрасли. Кроме того, признанный эксперт фармацевтического рынка посетовал, что у отрасли сегодня нет единого консолидированного мнения, единого месседжа со стороны бизнеса государству, нет диалога с властью. В отрасли назрела реформа – чтобы появился «мощный голос», с которым будут считаться государственные регуляторы.
Созвучно предыдущим прозвучало выступление доктора фарм.наук, профессора, зав.кафедрой управления и экономики фармации ФППО провизоров 1 МГМУ им. И.М. Сеченова Е.А.Максимкиной «Современные концепции маркетинговой деятельности», которую всегда с нетерпением ожидают аптеки. Охарактеризовав базовые характеристики маркетинга, составляющие стратегического маркетинга, она показала особую значимость на современном этапе концепции маркетинга взаимоотношений (взаимодействия) с покупателями: общее стремлении всех сотрудников организации к установлению долгосрочного взаимовыгодного партнерства со своими клиентами.