Фармацевтический производитель «Верофарм» хочет самостоятельно производить сырье для своих лекарств. Пока до 90% субстанций в стране - импортные. Компания планирует двигаться в сторону вертикальной интеграции, создания производства полного цикла, рассказал в интервью «Ведомостям» Артем Бектемиров, гендиректор и совладелец «Аптечной сети 36,6». Сейчас «Верофарм» обдумывает приобретение производителя субстанций или организацию их контрактного производства. Таким образом? компания сможет обеспечить сырьевую базу для текущего портфеля препаратов, расширить ассортимент и выйти на более высокий уровень R&D, объясняет Бектемиров.
В СССР 90% лекарств производилось из отечественных субстанций, сейчас
при объеме российского рынка субстанций в $350-600 млн на долю импорта
приходится 80-90%, говорит председатель совета директоров поставщика
субстанций «Эн.си.фарм» Петр Белый.
Производство полного цикла имеет не более 10-12% российских
фармкомпаний (в натуральном выражении), оценивает гендиректор Ассоциации
российских фармпроизводителей Виктор Дмитриев. Еще несколько
производителей, по его словам, рассматривают возможность производства
субстанций для дорогостоящих препаратов: организовывать производство
дженериков полного цикла экономически невыгодно - для таких лекарств
проще покупать субстанции, например, в Китае.
Тенденция к возрождению производства высокотехнологичных субстанций
есть, соглашается Белый: одна из причин - для них не так характерна
конкуренция по цене. А в портфеле «Верофарма» преобладают
высокотехнологичные препараты, в том числе для лечения онкологических
заболеваний, продолжает Белый.
Для препаратов, продающихся на конкретном рынке в значительных
объемах, производство субстанций может быть оправданно, говорит
заместитель гендиректора Stada CIS Иван Глушков: при наличии площадки
минимальные расходы на организацию производства субстанций - около $5
млн (включают затраты на оборудование, системы водоподготовки); компании
обычно ориентируются на окупаемость за 5-6 лет. «Учитывая долю
субстанций в себестоимости лекарства, его годовые продажи на локальном
рынке должны быть не менее $10 млн», - подсчитывает Глушков. По итогам
первого полугодия 2011 г. на самый продаваемый препарат рецептурного
сегмента «Верофарма» - противомикробный ирунин - пришлось 220 млн руб.
В топе
«Верофарм» по итогам 2010 г. входит в топ-5 крупнейших российских
производителей по объему продаж вместе с «Фармстандартом», «Нижфармом»
(принадлежит немецкой Stada), «Валентой» и «Акрихином», подсчитали
аналитики DSM Group.
«Около 80% рынка лекарств - импорт», - Артем Бектемиров, генеральный директор и совладелец ОАО «Аптечная сеть 36,6»
Автор: Мария Дранишникова
Источник текст: Ведомости