Аптечная сеть «36,6» в 2012 г. продала товаров под собственной торговой маркой (СТМ) на 2,98 млрд руб., сообщила компания в операционных результатах за 2012 г.: это 18% от общего объема продаж компании, который в прошлом году составил 14,9 млрд руб. Практически каждый второй покупатель сети приобретал товары СТМ, приведены в сообщении слова гендиректора аптечной сети Марины Пеньковой.
В 2012 г. по сравнению с 2011 г. продажи СТМ выросли на 48%,
их доля в общих продажах - на 5 п.п., а общая выручка ритейлера - на 2%.
Цифра
в 2,98 млрд руб. не учитывает продажи СТМ «36,6» другим компаниям -
сейчас доля продаж им невелика, объясняет директор по развитию портфеля
«36,6» Александра Вантье (комментарии она передала через представителя).
У продуктов под СТМ, объясняет Вантье, приоритет на каждом этапе,
начиная от развития продукта, логистики, IT-поддержки, мерчандайзинга,
промоподдержки, обучения и мотивации персонала.
18% - это очень
высокая для России доля СТМ в выручке, говорит директор
«Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. В среднем в выручке на рынке
продовольственных товаров и лекарственных средств она составляет около
2%, у сетевой розницы - от 5 до 6%, сопоставимые с «36,6» показатели
только у алтайской сети «Мария-Ра» (см. врез), отмечает эксперт.
У
розничного сегмента группы компаний «Протек» (основная компания -
аптечная сеть «Ригла») продажи товаров под СТМ куда скромнее. В 2012 г.
СТМ заняли 3,1% в выручке сегмента - она в прошлом году равнялась 16,39
млрд руб., сообщала компания в операционных результатах. «Ригла»
стремится не к доле СТМ в выручке, а к прибыльности этой категории,
говорит гендиректор компании Александр Филиппов (комментарии он передал
через представителя): сейчас доля СТМ в выручке - 3,1%, но в валовом
доходе - 7,3%.
Разница доли СТМ в выручке «36,6» и «Риглы»
объясняется тем, что «Ригла» развивает СТМ только в сегменте
парафармацевтики, а «36,6» - еще и в лекарственном, говорит гендиректор
DSM Group Сергей Шуляк. В среднем, отмечает он, парафармацевтика
занимает 18% в ассортименте аптек, у крупных сетей ее доля может
доходить до 40%. На лекарства и витамины пришлось, по данным Вантье,
около трети продаж под СТМ.
В аптеках «36,6» доля СТМ чуть выше,
чем в принадлежащих компании дискаунтерах «Леко». При этом часть
ассортимента в формат! ах не пе ресекается: в аптеках «36,6» линейка СТМ
представлена шире, большее внимание уделяется эксклюзивной и
инновационной косметике, в «Леко» лучше продаются лекарства и недорогие
средства сегмента масс-маркет, говорит Вантье. По ее словам, количество
наименований в остальном ассортименте (который не относится к СТМ)
компания не сокращала.
«36,6» первой из крупных российских
аптечных сетей начала развивать СТМ, напоминает руководитель «IMS Health
Россия и СНГ» Николай Демидов. Другие сети заинтересовались этим
направлением после кризиса, а следующим толчком стало введение в 2010 г.
ценового регулирования на лекарства из списка жизненно необходимых и
важнейших (наценка на них не может превышать ту, которую установили
регионы. - «Ведомости»). Рентабельность аптек упала и компании стали
искать новые возможности для ее повышения: маржа СТМ в среднем в 2 раза
выше маржи сопоставимых товаров, объясняет Демидов. Средняя наценка на
лекарства - 31%, на парафармацевтику - 50-60%, на товары под private
label наценка может достигать 45-50 и 200% соответственно, говорит
Шуляк.