Компания Procter&Gamble начала осваивать на российском рынке новый для себя сегмент - лекарственные препараты. В сентябре стартовали продажи продукции под брендом Vicks, который известен во многих странах мира. Старт продаж сопровождается рекламной кампанией. Как отмечают эксперты, фармацевтический рынок России растет более быстрыми темпами, чем мировой и является очень перспективным для новых игроков, готовых вкладывать средства как в производство качественной продукции, так и в маркетинг.
Одна из крупнейших компаний потребительского сектора, как в
мире, так и в России, американская Procter&Gamble, дебютировала в
сегменте лекарственных препаратов на российском рынке. В сентябре
начались продажи продукции под маркой Vicks, которая уже широко
представлена на других рынках. В линейку входят препараты для лечения
простуды, гриппа и кашля, в частности, бальзам, назальный спрей, порошок
для приготовления горячего напитка, шипучие таблетки, а также леденцы.
Сама марка насчитывает более чем вековую историю.
По данным DSM
Group, спрос на марку в аптечных сетях появился уже в июле 2012 года.
Объемы закупок пока не так велики, но они растут от месяца к месяцу.
Если учесть, что аптечные сети заказывают новую партию только тогда,
когда подходит к концу предыдущая, спрос на продукцию P&G есть. К
сожалению, сама компания никаких подробностей запуска не раскрывает.
В
целом на рынке соотношение долей отечественных и зарубежных компаний
составляет примерно 30% на 70% в денежном выражении и 65% и 35% в
упаковках. Это объясняется тем, что российские препараты дешевле.
По
данным DSM, рост мирового фармацевтического рынка составляет 3-4%, в то
время как российский прибавляет ежегодно 15%. Российский фармрынок в по
итогам 2011 года составил 824 млрд рублей. По прогнозам в 2012 году эта
сумма превысит 900 млрд.
Объемы аптечных закупок препаратов
против простуды, кашля, гриппа в 2011 году составили порядка 42 млрд
рублей. С января по июль 2012 года аптеками закуплено препаратов данной
категории на сумму около 24 млрд рублей.
При этом, сам бренд Vicks
в России был зарегистрирован еще несколько лет назад. Эксперты
предполагают, что старт продаж Vicks затянулся из-за последствий
рецессии, компания, вероятно, хотела выдержать некую паузу и осуществить
запуск в наиболее благоприятных условиях.
Независимый эксперт по
фармацевтическому рынку Давид Мелик-Гусейнов считает, что у P&G есть
все шансы занять прочные позиции в категории. По его мнению, препараты
от простуды, гриппа и кашля на российском рынке востребованы, и новые
игроки способны занять определенную долю, несмотря на широкий
ассортимент уже имеющийся на рынке продукции.
"Россия - северная
страна, люди здесь регулярно болеют простудными заболеваниями. Игроков в
данном сегменте много, диапазон цен очень широкий, доходить она может
до тысячи рублей, и на каждый препарат есть свой покупатель, -
комментирует эксперт. - Причины выхода Procter&Gamble в данную
категорию вполне понятны: российский фармацевтический рынок растет,
развивается, в то время как в таких странах как США он стагнирует.
Сложно оценить объем данной категории,поскольку ее границы размыты, по
примерным подсчетам препараты от простуды, кашля, гриппа занимают 15% от
объема всего фармацевтического рынка.
Нельзя сказать однозначно,
ждет ли компанию успех или же провал: все будет зависеть от нескольких
факторов. Определяющим станет реклама, маркетинговая поддержка. Есть и
некоторые риски. Во-первых, P&G выходит на рынок в интересное время,
когда не сегодня - завтра может ужесточиться законодательство в сфере
рекламирования медицинских препаратов. Во-вторых, нужно четко понимать,
кто покупает препараты, а кто их используют, поскольку в
фармацевтической сфере это важно как ни в одной другой. К тому же, у
компании нет опыта работы в данной категории именно на российском рынке,
что тоже может сказаться на успехе".
Об определяющей роли
маркетинга в сегменте безрецептурных препаратов говорит и Юлия Нечаева,
директор отдела стратегических исследований DSM Group. По ее мнению в
этой категории потребители и покупатели особенно подвержены влиянию
рекламы. Напомним, что P&G является одним из крупнейших
рекламодателей не только в России, но и по всему миру.
Среди
конкурентов P&G в категории препаратов от кашля, простуды и гриппа
наиболее активными в вопросе рекламы являются зарубежные компании, такие
как Novartis, Johnson&Johnson и Sanofy Aventis, следует из данных
TNS Россия. Однако самым рекламируемым брендом является марка другой
международной компании - Reckit Benckiser: объем рекламы Strepsils
только на ТВ в первом полугодии 2012 года составил 4 503 секунды. Также в
первую тройку самых рекламируемых брендов входят Coldrex
(Glaxosmithkline) и Терафлю (Novartis).
Если говорить по доле в
аптечных закупках, то здесь по объему в денежном выражении лидеров
являются Фармстандарт, Novartis и Boehringer Ingelheim.