«Аптечная сеть 36,6» планирует улучшать операционную деятельность в том числе за счет заключения прямых договоров с производителями лекарств, пишет компания в отчетности за 2012 г. В прошлом году «36,6» договорилась о партнерстве с «Фармстандартом» и ведет переговоры еще с несколькими производителями, говорит представитель ритейлера.
В апреле группа А5 (сети А5, «Мособлфармация» и «Норма») подписала первые три контракта, в том числе с Pfizer, переговоры ведутся еще с десятком производителей, рассказал гендиректор А5 Андрей Гусев. Отгрузки А5 должны начаться в ближайшее время, отметил директор отдела по работе с клиентами Pfizer Сергей Колесницкий.
Прямые контракты, по словам Гусева и представителя «36,6»,
позволяют увеличить валовую рентабельность. У «36,6» она в среднем равна
28%, у А5 – 32%. По подсчетам «36,6», она может вырасти на 5–15 п. п.
(по лекарствам, закупаемым напрямую), по подсчетам Гусева – минимум на 5
п. п. Сеть получает часть маржи дистрибутора, объясняет Гусев.
Представитель
«36,6» объясняет рост рентабельности в первую очередь скидками за
объем, которые она получает от производителя. Топ-менеджер одного из
крупных производителей говорит, что скидки, которые его компания
предоставляет крупным дистрибуторам, могут доходить до 3% от объема
поставки. Еще одно преимущество работы напрямую с производителем –
возможность получения более длинной отсрочки платежа, отмечает Гусев.
«Фармстандарту»
работа напрямую с аптеками позволяет контролировать оборот товара в
рознице: компания знает, какой объем продукции и в какие аптеки
поступил, объясняет представитель компании Илья Крылов. По его словам,
«Фармстандарт» продает «36,6» по прямым контрактам менее 1% от общего
объема продаж (51,4 млрд. руб. в 2012 г.).
А5, по словам Гусева,
самостоятельно организует логистику препаратов, купленных по прямым
контрактам: у компании есть автомобильный парк, арендован склад в
Москве. Склад рабо! тает по принципу депо, срок хранения на нем
небольшой, говорит Гусев. А5 закупает напрямую только дорогостоящие
препараты и только для крупных аптек, за счет этого достигается
эффективность собственной логистики, объясняет он.
У «36,6», по
словам ее представителя, есть собственная логистика: склады в Москве и
регионах и транспорт. Но в зависимости от объема и региона поставки сеть
решает: поставлять препараты самостоятельно, через дистрибутора или
логистического оператора.
«Ригла», по словам ее представителя, не
работает по прямым контрактам с производителями, а концентрируется на
основной деятельности.
В планах «36,6», по словам ее
представителя, довести долю продукции, закупаемой по прямым контрактам,
до 7–8% от оборота (сейчас 4%). Гусев отмечает, что А5 планирует
закупать напрямую небольшой объем продукции. Некоторые сети давно
работают с производителями напрямую. «Фармстандарт» кроме «36,6»
работает по прямым контрактам с компанией «Фармперспектива» (сеть
«Имплозия»), говорит Крылов. Но доля прямых контрактов на рынке никогда
не превысит 40–50%.
Место на полке ..
Производителям не
очень интересно работать напрямую с аптеками: доля даже самых крупных из
них невелика, говорит топ-менеджер одного из производителей: смысл
может быть, только если за прямые поставки сеть обещает место на полке.
Препараты, купленные по прямым контрактам, по аналогии с товарами под
собственной маркой имеют преимущество в продвижении в аптеках, говорит
представитель «36,6».
Автор: Мария Дранишникова
Источник: www.vedomosti.ru