«Протек», входящий в одноименную группу компаний, по итогам 2012 г. занял 1-е место в рейтинге российских фармдистрибуторов, составленном компанией DSM Group. Продажи этого дистрибутора составили 122,8 млрд. руб. (в закупочных ценах аптек, с НДС; в 2011 г. – 105 млрд. руб., доля рынка – 15,7%). На вторую строчку с третьей поднялся «Катрен» с объемом продаж 111,8 млрд. руб. (год назад – 88,4 млрд. руб. и 13,2%). Прошлогодний лидер – «СИА интернейшнл» опустилась на 3-е место: ее объем продаж за год сократился до 89,9 млрд. руб. (в 2011 г. – 113,5 млрд. руб. и 12,1%).
«Протек» и «Катрен» делают ставку на работу с аптеками – это
главный фактор роста продаж этих компаний, говорит гендиректор DSM Group
Сергей Шуляк. Представитель «Протека» тоже называет активную работу в
коммерческом сегменте (продажи лекарств аптекам и оптовикам) одним из
факторов роста продаж. В 2012 г., по его словам, доля коммерческого
сегмента в выручке «Протека» выросла до 85%. В 2011 г. она составляла
83,5%, в 2010 г. – всего 77,7%, следует из отчетов за эти годы.
Большинство аптек в отличие от государственных заказчиков гарантируют
стабильный товарооборот и платежи, отмечает Шуляк. Среди других факторов
представитель «Протека» называет повышение эффективности ассортимента и
снижение операционных затрат.
Росту доли «Катрена», по словам его
совладельца и гендиректора Леонида Конобеева, помогли рост рынка (он,
по данным DSM Group, в 2012 г. вырос на 12% до 921 млрд. руб.), а также
снижение доли его конкурента – СИА. Еще одна причина – 50%-ный рост
продаж «Катрена» в сегменте госзакупок (правда, он в общих продажах
«Катрена» занимает только 5%), говорит Конобеев.
«Катрен» – одна
из самых технологичных дистрибуторских компаний на рынке, отмечает
заместитель гендиректора Stada CIS Иван Глушков. Вместо ручного
управления она использует эффективные алгоритмы управления и принятия
управленческих решений, позволяющие, во-первых, снизить издержки, а
во-вторых, работать быст! ро и чет ко, что важно и производителям, и
аптекам, объясняет Глушков.
СИА, напротив, в последние годы делала
ставку на работу по государственным контрактам, знает топ-менеджер
одного из фармпроизводителей. Но маржа в сегменте госзаказа ниже, к тому
же часть конкурсов перешла с федерального на региональный уровень, а
федеральным дистрибуторам нелегко участвовать в аукционах в каждом
регионе, говорит он. DSM объясняет падение продаж СИА оптимизацией
бизнес-процессов: отказом от невыгодных торговых операций, введением
понятия минимального заказа для аптек и проч. Связаться с представителем
СИА вчера не удалось.
«Протек» поставил на работу с аптеками и вернул лидерство