Переформатирование части аптек «36,6» в дискаунтеры «Леко» дало результат: пока «36,6» продолжает терять покупателей, в дискаунтерах их становится больше.
Розничные продажи ОАО «Аптечная сеть «36,6» в первом полугодии составили 7,4 млрд. руб., на 3% больше, чем годом ранее, а продажи ее дискаунтеров «Леко» за тот же период выросли на 8% (абсолютных цифр компания не раскрывает); во II квартале выручка компании выросла на 5% до 3,7 млрд. руб., выручка «Леко» – на 21%. Об этом говорится в опубликованных вчера операционных результатах «36,6». Вся компания в целом потеряла 12% покупателей в первом полугодии 2011 г., во II квартале – 8%.
Как изменилось число покупателей в дискаунтерах «Леко» в первом
полугодии, «36,6» не раскрывает. Итоги работы дискаунтеров в первом
полугодии недостаточно репрезентативны, объясняет представитель
компании: в I квартале аптеки находились в стадии ребрендинга, а затем –
раскрутки. Во II квартале трафик в дискаунтерах вырос на 12%. «Аптечная
сеть «36,6» начала развивать бренд «Леко» в ноябре 2011 г., к концу
первого полугодия под эту вывеску было переведено 194 точки (всего у
«36,6» их 935, см. врез). Поэтому показатели дискаунтеров во II квартале
и первом полугодии компания сравнивает с показателями тех же точек,
работавших под брендом «36,6».
Повышение числа покупателей «36,6» считает одной из приоритетных
задач, указывала компания в отчете за 2011 г. В первом полугодии 2011 г.
в аптеках сети стало больше высокодоходных клиентов (средний чек свыше
500 руб.), и меньше – низкодоходных (средний чек до 200 руб.), писала
«36,6» год назад. Это объяснялось перераспределением покупательских
потоков между игроками розничного фармрынка, связанного с открытием
аптек-дискаунтеров.
В аптеках «36,6» брендированные лекарства конкурентоспособны по цене и
должны генерировать трафик, но сеть продолжала терять покупателей в
течение трех кварталов 2011 г.: «36,6» многие потенциальные покупатели
воспринимают как дорогую сеть, поэтому предпочитают заходить в другие
аптеки, писали в начале года аналитики «Уралсиб кэпитал». «Мы планируем
перейти в агрессивный режим ценового предложения в следующем [2012]
году», – рассказывал в интервью «Ведомостям» в ноябре 2011 г. совладелец
и гендиректор ОАО «Аптечная сеть «36,6» Артем Бектемиров.
Чтобы привлечь максимальное число покупателей и усилить эффект от
снижения цен, было принято решение о запуске нового бренда аптек,
нацеленного на сегмент эконом, писала «36,6» в годовом отчете. Основное
отличие «Леко» от «36,6» – более широкий ассортимент лекарств по более
низким ценам. В зависимости от региона цены в «Леко» ниже на 1–10%, чем у
конкурентов, говорит представитель сети. Сравнения с ценами в «36,6»
компания не дает. В новой сети валовая рентабельность по основным
лекарствам (их перечень не приведен) будет снижена до 9–11% против 24%
сейчас в аптеках «36,6», писали в январе 2012 г. аналитики «Уралсиб
кэпитал» Тигран Оганесян и Александр Шелестович.
Похожая ситуация у группы компаний «Протек», которая тоже развивает
два аптечных бренда – «Ригла» и дискаунтеры «Будь здоров!». Выручка
сегмента «Розница» в первом полугодии выросла на 14,7% до 7,7 млрд.
руб., количество чеков – на 4,4% до 25,5 млн; во II квартале выручка
выросла на 17% до 3,85 млрд. руб., а количество чеков – на 5,9% до 12,75
млн. Динамику выручки дискаунтеров в первом полугодии «Протек» также не
раскрывает; во II квартале выручка «Будь здоров!» выросла на 22%, число
чеков – на 11% .
Некоторые категории покупателей чувствительны к цене, говорит
гендиректор «Фармэксперта» Николай Демидов. Кроме того, клиенты
дискаунтеров отличаются от клиентов обычных аптек – первые, как правило,
покупают сразу много лекарств.