Как стало известно РБК daily, аптечная сеть «36,6» вслед за конкурентами запускает формат аптек низких цен. Недорогие аптеки носят имя ЛЕКО, и уже сотня точек в Москве и регионах сменила вывески. В представлении покупателей в аптеках «36,6» все слишком дорого, а сети необходимо наращивать трафик и продажи, считают эксперты. Для этого и нужно второе имя. В ЛЕКО поток покупателей будет выше, а коммерческие затраты на содержание точки — ниже. Это положительно скажется на финансовых результатах «36,6» уже в 2013 году, полагают аналитики.
О том, что «36,6» тестирует новый формат аптек эконом-класса, РБК
daily рассказал источник в Hi Capital (владеет 22,6% акций аптечной сети
«36,6»). По словам собеседника, в эксперименте участвует несколько
десятков аптек в Москве и Нижнем Новгороде. В «36,6» рассматривают
пять-шесть названий для сети нового формата.
Как удалось выяснить РБК daily, в «36,6» работают над этим проектом с
конца прошлого года, и в настоящий момент компания уже определилась с
названием. Сеть аптек эконом-класса будет развиваться под брендом ЛЕКО.
Под этой вывеской на сегодняшний момент открыто около ста точек в Москве
и регионах. В их ассортименте лекарства по сниженным ценам, а также
товары под собственной торговой маркой в категориях «лекарственные
средства» и «товары массового спроса». Источники, близкие к руководству
«36,6», подтвердили эту информацию, однако от дальнейших комментариев
отказались.
В конце января стало известно о смене гендиректора «36,6»: на место
Валерии Солок, руководившей компанией с 2009 года, пришел исполнительный
директор «36,6» Андрей Сливченко, ранее также занимавший пост директора
по корпоративным финансам сети. Новый глава компании сразу заявил, что
главным приоритетом для него является повышение доходности и
операционной эффективности розницы.
Новый менеджмент пришел с пониманием того, что с их аптечным бизнесом
необходимо что-то делать, говорит аналитик «Атон» Иван Николаев. Аптеки
«36,6» всегда считались дорогими, именно поэтому люди туда не ходят и
трафик у сети падает, описывает ситуацию г-н Николаев. «Эту установку в
сознании населения поменять невозможно, поэтому и пришло решение о
параллельном запуске более дешевой сети под новым брендом», — объясняет
аналитик.
Практически все крупные аптечные сети поняли, что работать в
моноформатном режиме стало сложно, и пробуют себя в формате
дискаунтеров, напоминает руководитель департамента аналитических
исследований и консалтинга «Фармэксперта» Николай Беспалов. «Ригла»
развивает сеть «Будь здоров», А5 — «Норма», «Фармакор» — «Экономь!».
«Дискаунтеры работают за счет трафика, — говорит г-н Беспалов. — Они не
тратят деньги на оформление витрин, предлагают минимальный ассортимент
парафармацевтики и делают низкую торговую наценку на лекарства.
Благодаря низким ценам потребитель зачастую едет в такие аптеки с
другого конца города».
Выручка на одну аптеку-дискаунтер может быть в разы выше, чем в
обычной аптеке «36,6», говорит Иван Николаев. Валовая маржа в
дискаунтерах ниже, но и коммерческие затраты на одну аптеку тоже ниже,
поскольку в них, например, не требуется большого количества персонала.
«Затраты на ребрендинг тоже невелики, поскольку аптеки под новым
брендом открываются в помещениях «36,6», меняются только вывески», —
добавляет г-н Николаев. За счет больших продаж и меньших затрат такой
формат положительно влияет на EBITDA, причем эффект скажется быстро —
уже в 2013 году, прогнозирует аналитик.
Вряд ли стоит переводить под этот формат более 30% своих аптек,
необходимо взвешенно подходить к этому процессу, полагает г-н Беспалов.
Целесообразно развивать новый формат в спальных районах, в центре города
лучше оставить бренд «36,6», добавляет г-н Николаев. Если концепция
будет успешна, под новый бренд компания может перевести и половину сети,
считает он.