Текучесть кадров среди медицинских представителей в последние годы заметно выросла, что негативно влияет на процесс обучения и развития sales force в компании, констатировали участники «круглого стола», который прошел в рамках Клуба кадровых технологий, организованного компанией Training News.
Как сообщает ФП, в мероприятии приняли участие HR-специалисты, руководители отделов обучения фармкомпаний, тренеры, эксперты фармрынка. В формате дебатов они обсудили вопросы, связанные с изменением условий работы медпредставителей, вызванным законодательными ограничениями во взаимодействии фармкомпаний с медицинским сообществом. В фокусе внимания была тема - чему учить полевых сотрудников в новых условиях рынка.
Как отмечали выступавшие, сегодня меняется портрет сотрудника
отдела продаж. Пул медпредставителей заметно помолодел – на стартовые
позиции приходит много выпускников вузов, людей без опыта работы в
медицине и фармбизнесе. Кроме того, происходит вымывание контингента с
медицинским образованием, что связано не только с дефицитом профильных
для отрасли кадров, но и все большей ориентацией фармкомпаний на
кандидатов с других рынков, в частности из сферы FMCG, имеющих хорошие
навыки продаж.
Участники «круглого стола» выразили обеспокоенность
тем, с приходом новой волны медпредставителей, в частности из табачной
индустрии, где приняты агрессивные методы продаж, происходит некая
девальвация ценностей, свойственных предыдущему поколению репов,
большинство которых были врачами и ориентированы прежде всего социальную
миссию своей работы. Впрочем, многое сегодня в этике работы полевого
звена зависит от корпоративной культуры компании, установок руководства
на методы ведения бизнеса.
Роль медпредствителя в новых условиях
меняется, констатировали спикеры. Неэтичные методы продвижения уходят в
прошлое. Сегодня успешным медпредставителем является тот, кто умеет быть
интересным и полезным доктору в решении конкретных профессиональных
задач. Из «продавца» он превращается в партнера врача.
«Ныне
идеальный медпредставитель – это тренер для врача, - сказал Юрий
Суханов, помощник вице-президента РАН, преподаватель Школы
фармацевтического маркетинга. – Компании, у которых репы будут такими
«тренерами», станут выигрывать в конкурентной борьбе. А те, кто, как и
прежде, отправляет к врачам «кукол», вещающих заученными фразами,
окажутся в проигрыше».
По мнению эксперта, компаниям пора менять
парадигму визита: «уходить от информационного к навигационному визиту»,
то есть помогать врачу ориентироваться в море профессиональной
информации, удовлетворять его профессиональные потребности.
Умение выявлять и работать с «мотиваторами» врача становится сегодня одной из главных компетенций медпредставителя.
Интересно,
что продвинутые компании на тренингах по отработке навыков визита в
форме ролевых игр идут дальше – приглашают выступить в роли «клиентов»
настоящих врачей, которые могут смоделировать реальные ситуации и помочь
медпредставителю научиться эффективно коммуницировать с разными
психотипами докторов разной специализации в разных обстоятельствах.