Ассортимент современной аптеки чрезвычайно широк и включает не только несколько тысяч товарных позиций, но и различные группы средств, требующие особого подхода. Перед аптечной организацией стоят задачи по эффективному представлению товаров, обеспечению их своевременного наличия в аптеке, созданию системы учета и т.д. А кроме того, необходимо соблюдать правовые аспекты, связанные с ассортиментом.
— Можно ли реализовывать через аптеку электронные сигареты? Не
противоречит ли это законодательству? Что должно быть указано в
сертификате таких изделий?
— В соответствии с ч.7 ст.55
Федерального закона РФ № 61-ФЗ от 12.04.2010 «Об обращении лекарственных
средств» (в ред. от 12.03.2014) аптечные организации, индивидуальные
предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность,
наряду с лекарственными препаратами имеют право приобретать и продавать
медицинские изделия, дезинфицирующие средства, предметы и средства
личной гигиены, посуду для медицинских целей, предметы и средства,
предназначенные для ухода за больными, новорожденными и детьми, не
достигшими возраста трех лет, очковую оптику и средства ухода за ней,
минеральные воды, продукты лечебного, детского и диетического питания,
БАД, парфюмерные и косметические средства, медицинские и
санитарно-просветительные печатные издания, предназначенные для
пропаганды здорового образа жизни.
По нашему мнению, электронные сигареты вряд ли могут быть отнесены к одному из перечисленных в законе видов продукции.
Кроме
того, следует отметить, что согласно п.1 «г» ч.1 ст.16 Федерального
закона РФ № 15-ФЗ от 23.02.2013 «Об охране здоровья граждан от
воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»
в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрещается
имитация табачного изделия при производстве других видов товаров, не
являющихся табачными изделиями, при оптовой и розничной торговле такими
товарами.
Таким образом, реализация электронных сигарет, внешне
имитирующих (похожих) настоящие сигареты, будет считаться нарушением
указанной нормы «антитабачного» закона.
В соответствии с ч.1
ст.14.53 Кодекса РФ об административных правонарушениях несоблюдение
ограничений в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тыс.
до 3 тыс. руб.; на должностных лиц — от 5 тыс. до 10 тыс. руб.; на
юридических лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. руб.
— Наша аптека перешла на круглосуточный режим работы. Можем ли мы реализовывать спиртосодержащие препараты ночью?
—
В соответствии с ч.5 ст.16 Федерального закона РФ от 22.11.95 г. №
171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового
спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении
потребления (распития) алкогольной продукции» (в ред. от 02.11.2013) не
допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8
часов по местному времени.
Однако, во-первых, согласно ч.3 ст.1
указанного закона его действие не распространяется на обращение
лекарственных средств, содержащих этиловый спирт, зарегистрированных
уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и включенных в
государственный реестр лекарственных средств, за исключением
производства, оборота и (или) использования этилового спирта по
фармакопейным статьям, а также на деятельность аптечных организаций,
связанную с изготовлением и отпуском лекарственных препаратов (в т.ч.
гомеопатических лекарственных препаратов), содержащих этиловый спирт и
изготавливаемых по рецептам на лекарственные препараты и в соответствии с
требованиями медицинских организаций.
Кроме того, согласно п.7
ст.2 указанного закона спиртосодержащие лекарственные средства не
относятся к понятию «алкогольная продукция».
Таким образом, запрет
на продажу аптечными организациями спиртосодержащих лекарственных
средств в ночное время действующим федеральным законодательством не
установлен.
— Можно ли отнести детские успокоительные чаи к разряду детского питания и можно ли их размещать на одной витрине?
—
В соответствии с определением, приведенным в ст.1 Федерального закона
РФ № 29-ФЗ от 02.01.2000 «О качестве и безопасности пищевых продуктов»
(в ред. от 19.07.2011), «продукты детского питания — предназначенные для
питания детей в возрасте до 14 лет и отвечающие физиологическим
потребностям детского организма пищевые продукты».
Критерием
отнесения пищевых продуктов к категории детского питания может служить
«Общероссийский классификатор продукции» ОК 005-93, утвержденный
постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993, если в соответствующих
кодах будет указано конкретное назначение продуктов питания.
Кроме
того, по нашему мнению, подтверждением того, что товар относится к
соответствующей группе, может служить описание товара производителем на
упаковке, листке-вкладыше и т.д. Если, например, на упаковке
успокоительного чая производитель явным образом указывает, что товар
является продукцией детского питания, то это может служить
доказательством правомерности отнесения такого товара к продуктам
детского питания.
Что касается размещения аптечных товаров на
витринах, то после отмены в марте этого года утвержденного приказом
Минздрава РФ от 04.03.2003 № 80 Отраслевого стандарта «Правила отпуска
(реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные
положения» ОСТ 91500.05.0007-2003 порядок выкладки на витрины аптечной
организации лекарственных препаратов и сопутствующих товаров вообще не
регламентирован.
— Поставщик предлагает к реализации косметические
кремы, в инструкции к которым сказано, что они могут применяться в
комплексной терапии дерматитов, опрелостей, суставных болей и т.д. Нужно
ли требовать в этом случае какие-либо документы, подтверждающие
информацию о лечебном эффекте?
— Ст.3 Федерального закона РФ №
29-ФЗ от 02.01.2000 «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (ред.
от 19.07.2011) установлены критерии оборотоспособности пищевых
продуктов, материалов и изделий. Положения данной статьи
распространяются также на парфюмерную и косметическую продукцию,
средства и изделия для гигиены полости рта, табачные изделия.
Так,
парфюмерно-косметическая продукция, соответствующая требованиям
нормативных документов и прошедшая государственную регистрацию в
порядке, установленном данным Федеральным законом может находиться в
обороте.
Не может находиться в обороте парфюмерно-косметическая продукция, которая:
- не соответствует требованиям нормативных документов;
- имеет явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у
представителей органов, осуществляющих государственный надзор в области
обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов при проверке таких
продуктов, материалов и изделий;
- не соответствует представленной информации, в отношении которой имеются обоснованные подозрения о фальсификации;
- не имеет установленных сроков годности (для пищевых продуктов,
материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности
является обязательным) или сроки годности которых истекли;
- не
имеет маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или
нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой
информации.
Такая парфюмерно-косметическая продукция признается
некачественной и опасной, не подлежит реализации, утилизируется или
уничтожается.
Парфюмерно-косметическая продукция включена в
«Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются
обязательные требования в рамках Таможенного союза», утвержденный
решением комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 № 526 (в ред. от
29.11.2012).
Требования к безопасности парфюмерно-косметической
продукции установлены Техническим регламентом Таможенного союза «О
безопасности парфюмерно-косметической продукции», утвержденным решением
комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 № 799 (в ред. от 12.03.2014), в
котором также имеются требования к маркировке, приведен перечень
обязательной информации, которая должна сопровождать реализацию такой
продукции. Так, согласно указанным нормативно-правовым актам необходимо
указывать сведения о способах применения парфюмерно-косметической
продукции, отсутствие которых может привести к неправильному
использованию потребителем парфюмерно-косметической продукции (п.9 ст.5
Технического регламента).
Заметим, что согласно п.2 ст.1
указанного регламента он не распространяется на продукцию, применяемую
для диагностики и лечения болезней, однако явного запрета на указание на
лечебный эффект косметических средств в сопроводительных документах
регламент не содержит.
Информация о возможности применения кремов и
гелей при заболеваниях не является обязательной. Конечно, не исключена
возможность того, что потребителем такая информация может быть расценена
как вводящая в заблуждение, но в таком случае ему необходимо будет это
доказать.
По нашему мнению, если парфюмерно-косметическая
продукция зарегистрирована в установленном порядке, т.е. ее состав и
информация о свойствах и способах применения уже проверена
регистрирующим органом, такая продукция может беспрепятственно
обращаться на рынке.
— Поставщик предлагает нам провести дегустацию БАД в нашей аптеке. Не противоречит ли это законодательству?
—
Данный вопрос действующим законодательством никак не регламентирован.
По нашему мнению, проведение дегустации БАД в аптечной организации может
вызвать претензии со стороны контрольно-надзорных органов, однако вряд
ли чиновникам удастся эти претензии как-то обосновать, опираясь на
действующее законодательство.
— Я открыл аптечный пункт. Имею ли я право реализовывать БАД или это право есть только у аптеки?
—
В соответствии с ч.7 ст.55 Федерального закона РФ № 61-ФЗ от 12.04.2010
«Об обращении лекарственных средств» (в ред. от 12.03.2014) аптечные
организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на
фармацевтическую деятельность, наряду с лекарственными препаратами имеют
право приобретать и продавать в т.ч. биологически активные добавки.
Согласно приказу Минздравсоцразвития РФ от 27.07.2010 г. № 553н различают следующие виды аптечных организаций:
- Аптека (готовых лекарственных форм; производственная; производственная с
правом изготовления асептических лекарственных препаратов).
- Аптечный пункт.
- Аптечный киоск.
Таким образом, указанная выше норма закона в полной мере распространяется в т.ч. и на аптечные пункты.
Заметим
также, что в соответствии с п.7.4.1 утвержденных постановлением
Главного государственного санитарного врача РФ от 17.04.2003 № 50
Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические
требования к организации производства и оборота биологически активных
добавок к пище (БАД)» СанПиН 2.3.2.1290-03 розничная торговля БАД
осуществляется через аптечные учреждения (аптеки, аптечные магазины,
аптечные киоски и др).
Таким образом, никаких различий между
аптекой и аптечным пунктом с точки зрения прав на реализацию БАД
действующее законодательство не делает.