Ассортимент современной аптеки чрезвычайно широк и включает не только несколько тысяч товарных позиций, но и различные группы средств, требующие особого подхода. Перед аптечной организацией стоят задачи по эффективному представлению товаров, обеспечению их своевременного наличия в аптеке, созданию системы учета и т.д. А кроме того, необходимо соблюдать правовые аспекты, связанные с ассортиментом.

— Можно ли реализовывать через аптеку электронные сигареты? Не

противоречит ли это законодательству? Что должно быть указано в

сертификате таких изделий?

— В соответствии с ч.7 ст.55

Федерального закона РФ № 61-ФЗ от 12.04.2010 «Об обращении лекарственных

средств» (в ред. от 12.03.2014) аптечные организации, индивидуальные

предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность,

наряду с лекарственными препаратами имеют право приобретать и продавать

медицинские изделия, дезинфицирующие средства, предметы и средства

личной гигиены, посуду для медицинских целей, предметы и средства,

предназначенные для ухода за больными, новорожденными и детьми, не

достигшими возраста трех лет, очковую оптику и средства ухода за ней,

минеральные воды, продукты лечебного, детского и диетического питания,

БАД, парфюмерные и косметические средства, медицинские и

санитарно-просветительные печатные издания, предназначенные для

пропаганды здорового образа жизни.

По нашему мнению, электронные сигареты вряд ли могут быть отнесены к одному из перечисленных в законе видов продукции.

Кроме

того, следует отметить, что согласно п.1 «г» ч.1 ст.16 Федерального

закона РФ № 15-ФЗ от 23.02.2013 «Об охране здоровья граждан от

воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»

в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрещается

имитация табачного изделия при производстве других видов товаров, не

являющихся табачными изделиями, при оптовой и розничной торговле такими

товарами.

Таким образом, реализация электронных сигарет, внешне

имитирующих (похожих) настоящие сигареты, будет считаться нарушением

указанной нормы «антитабачного» закона.

В соответствии с ч.1

ст.14.53 Кодекса РФ об административных правонарушениях несоблюдение

ограничений в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тыс.

до 3 тыс. руб.; на должностных лиц — от 5 тыс. до 10 тыс. руб.; на

юридических лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. руб.

— Наша аптека перешла на круглосуточный режим работы. Можем ли мы реализовывать спиртосодержащие препараты ночью?

В соответствии с ч.5 ст.16 Федерального закона РФ от 22.11.95 г. №

171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового

спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении

потребления (распития) алкогольной продукции» (в ред. от 02.11.2013) не

допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8

часов по местному времени.

Однако, во-первых, согласно ч.3 ст.1

указанного закона его действие не распространяется на обращение

лекарственных средств, содержащих этиловый спирт, зарегистрированных

уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и включенных в

государственный реестр лекарственных средств, за исключением

производства, оборота и (или) использования этилового спирта по

фармакопейным статьям, а также на деятельность аптечных организаций,

связанную с изготовлением и отпуском лекарственных препаратов (в т.ч.

гомеопатических лекарственных препаратов), содержащих этиловый спирт и

изготавливаемых по рецептам на лекарственные препараты и в соответствии с

требованиями медицинских организаций.

Кроме того, согласно п.7

ст.2 указанного закона спиртосодержащие лекарственные средства не

относятся к понятию «алкогольная продукция».

Таким образом, запрет

на продажу аптечными организациями спиртосодержащих лекарственных

средств в ночное время действующим федеральным законодательством не

установлен.

— Можно ли отнести детские успокоительные чаи к разряду детского питания и можно ли их размещать на одной витрине?

В соответствии с определением, приведенным в ст.1 Федерального закона

РФ № 29-ФЗ от 02.01.2000 «О качестве и безопасности пищевых продуктов»

(в ред. от 19.07.2011), «продукты детского питания — предназначенные для

питания детей в возрасте до 14 лет и отвечающие физиологическим

потребностям детского организма пищевые продукты».

Критерием

отнесения пищевых продуктов к категории детского питания может служить

«Общероссийский классификатор продукции» ОК 005-93, утвержденный

постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993, если в соответствующих

кодах будет указано конкретное назначение продуктов питания.

Кроме

того, по нашему мнению, подтверждением того, что товар относится к

соответствующей группе, может служить описание товара производителем на

упаковке, листке-вкладыше и т.д. Если, например, на упаковке

успокоительного чая производитель явным образом указывает, что товар

является продукцией детского питания, то это может служить

доказательством правомерности отнесения такого товара к продуктам

детского питания.

Что касается размещения аптечных товаров на

витринах, то после отмены в марте этого года утвержденного приказом

Минздрава РФ от 04.03.2003 № 80 Отраслевого стандарта «Правила отпуска

(реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные

положения» ОСТ 91500.05.0007-2003 порядок выкладки на витрины аптечной

организации лекарственных препаратов и сопутствующих товаров вообще не

регламентирован.

— Поставщик предлагает к реализации косметические

кремы, в инструкции к которым сказано, что они могут применяться в

комплексной терапии дерматитов, опрелостей, суставных болей и т.д. Нужно

ли требовать в этом случае какие-либо документы, подтверждающие

информацию о лечебном эффекте?

— Ст.3 Федерального закона РФ №

29-ФЗ от 02.01.2000 «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (ред.

от 19.07.2011) установлены критерии оборотоспособности пищевых

продуктов, материалов и изделий. Положения данной статьи

распространяются также на парфюмерную и косметическую продукцию,

средства и изделия для гигиены полости рта, табачные изделия.

Так,

парфюмерно-косметическая продукция, соответствующая требованиям

нормативных документов и прошедшая государственную регистрацию в

порядке, установленном данным Федеральным законом может находиться в

обороте.

Не может находиться в обороте парфюмерно-косметическая продукция, которая:

  • не соответствует требованиям нормативных документов;
  • имеет явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у

    представителей органов, осуществляющих государственный надзор в области

    обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов при проверке таких

    продуктов, материалов и изделий;

  • не соответствует представленной информации, в отношении которой имеются обоснованные подозрения о фальсификации;
  • не имеет установленных сроков годности (для пищевых продуктов,

    материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности

    является обязательным) или сроки годности которых истекли;

  • не

    имеет маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или

    нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой

    информации.

Такая парфюмерно-косметическая продукция признается

некачественной и опасной, не подлежит реализации, утилизируется или

уничтожается.

Парфюмерно-косметическая продукция включена в

«Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются

обязательные требования в рамках Таможенного союза», утвержденный

решением комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 № 526 (в ред. от

29.11.2012).

Требования к безопасности парфюмерно-косметической

продукции установлены Техническим регламентом Таможенного союза «О

безопасности парфюмерно-косметической продукции», утвержденным решением

комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 № 799 (в ред. от 12.03.2014), в

котором также имеются требования к маркировке, приведен перечень

обязательной информации, которая должна сопровождать реализацию такой

продукции. Так, согласно указанным нормативно-правовым актам необходимо

указывать сведения о способах применения парфюмерно-косметической

продукции, отсутствие которых может привести к неправильному

использованию потребителем парфюмерно-косметической продукции (п.9 ст.5

Технического регламента).

Заметим, что согласно п.2 ст.1

указанного регламента он не распространяется на продукцию, применяемую

для диагностики и лечения болезней, однако явного запрета на указание на

лечебный эффект косметических средств в сопроводительных документах

регламент не содержит.

Информация о возможности применения кремов и

гелей при заболеваниях не является обязательной. Конечно, не исключена

возможность того, что потребителем такая информация может быть расценена

как вводящая в заблуждение, но в таком случае ему необходимо будет это

доказать.

По нашему мнению, если парфюмерно-косметическая

продукция зарегистрирована в установленном порядке, т.е. ее состав и

информация о свойствах и способах применения уже проверена

регистрирующим органом, такая продукция может беспрепятственно

обращаться на рынке.

— Поставщик предлагает нам провести дегустацию БАД в нашей аптеке. Не противоречит ли это законодательству?

Данный вопрос действующим законодательством никак не регламентирован.

По нашему мнению, проведение дегустации БАД в аптечной организации может

вызвать претензии со стороны контрольно-надзорных органов, однако вряд

ли чиновникам удастся эти претензии как-то обосновать, опираясь на

действующее законодательство.

— Я открыл аптечный пункт. Имею ли я право реализовывать БАД или это право есть только у аптеки?

В соответствии с ч.7 ст.55 Федерального закона РФ № 61-ФЗ от 12.04.2010

«Об обращении лекарственных средств» (в ред. от 12.03.2014) аптечные

организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на

фармацевтическую деятельность, наряду с лекарственными препаратами имеют

право приобретать и продавать в т.ч. биологически активные добавки.

Согласно приказу Минздравсоцразвития РФ от 27.07.2010 г. № 553н различают следующие виды аптечных организаций:

  • Аптека (готовых лекарственных форм; производственная; производственная с

    правом изготовления асептических лекарственных препаратов).

  • Аптечный пункт.
  • Аптечный киоск.

Таким образом, указанная выше норма закона в полной мере распространяется в т.ч. и на аптечные пункты.

Заметим

также, что в соответствии с п.7.4.1 утвержденных постановлением

Главного государственного санитарного врача РФ от 17.04.2003 № 50

Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические

требования к организации производства и оборота биологически активных

добавок к пище (БАД)» СанПиН 2.3.2.1290-03 розничная торговля БАД

осуществляется через аптечные учреждения (аптеки, аптечные магазины,

аптечные киоски и др).

Таким образом, никаких различий между

аптекой и аптечным пунктом с точки зрения прав на реализацию БАД

действующее законодательство не делает.

 


Пептидные комплексы против диабета!

Диабетический пептидный комплекс (Панкраген, Кардиоген, Нормофтал.  Везилют.)

Отвечая на вопросы потребителей о комплексной профилактике хронических заболеваний, команда специалистов ТД Пептид Био разработала новый продукт.

 
Карипаин Карипаин
ЯФФ ЯФФ
Пептид-Био Пептид-Био
Авилон ФК Авилон ФК
МНТК Хирургия глаза МНТК Хирургия глаза
Дальхимфарм Дальхимфарм
АО ПЕПТЕК АО ПЕПТЕК
Северная Звезда Северная Звезда
ЙОТТА-ФАРМ ЙОТТА-ФАРМ
Органика Органика
Канонфарма Канонфарма
Ретиноиды Ретиноиды
Пальма Пальма
Косфарма Косфарма