Оборот фармацевтической розницы увеличивается примерно на 50% в год
Крупные аптечные сети отбирают все большую долю розничного рынка лекарственных препаратов у независимых торговцев.

В первом полугодии совокупный оборот российских аптек вырос на 15%, а вот продажи сетевых фармацевтических ритейлоров увеличились больше чем в полтора раза.

В Top 10 российских аптечных сетей по обороту входят "Аптеки 36,6" (Москва), "Фармакор" (Санкт-Петербург), "Имплозия" (Самара), "Вита" (Самара), "Ригла" (Москва), "Натур Продукт" (Санкт-Петербург), "Первая помощь" (Санкт-Петербург), "Доктор Столетов" (Москва), "Союзфарма" (Москва) и "ИнтерКэр" (Москва).

В Top 10 сейчас входят сети, включающие от 65 до 250 аптек и аптечных пунктов. На десятку лидеров приходится около 10% всего розничного рынка фармпрепаратов, общий объем которого по итогам первого полугодия 2004 г. оценивается в $2 млрд.

Сеть "Доктор Столетов" увеличила товарооборот за январь — июнь 2004 г. по сравнению с первым полугодием 2003 г. на 72%. "Рост был достигнут за счет активного расширения аптечной сети — со 170 до 250", — говорит финансовый директор компании Олег Шелковников.

Такие же темпы роста показывает и самарская сеть "Вита" (70%). Правда, в отличие от своих конкурентов увеличение товарооборота в "Вите" объясняют переходом сети на работу в формате суперфармов ("аптечных супермаркетов" с открытым доступом к товарам).

Чуть более сдержанный рост показала в обнародованном на днях отчете лидер сетевого фармацевтического ритейла — сеть "Аптеки 36,6". По сравнению с прошлым годом она увеличила продажи на 58%.

То, что аптечные сети растут быстрее рынка, — естественный процесс, считает аналитик "Атона" Алексей Языков. "Потребители отдают предпочтение брэндированным аптекам, и дальше сети будут расти еще быстрее — через пять лет совокупная доля сетей на рынке будет более 50%", — считает Языков.

Однако старший аналитик финансовой корпорации "УралСиб" Марат Ибрагимов уверен, что места на розничном рынке хватит всем: "Темпы роста фармацевтического ритейла пока намного меньше, чем в продовольственной рознице, и если сейчас десятка основных аптечных сетей контролирует 10% розничного рынка, то уже через год-полтора совокупная доля этих основных сетей будет как минимум вдвое больше".

В первую очередь, как утверждают эксперты, развитие сетей будет происходить за счет экспансии компаний в регионы. Уже сейчас этому есть несколько примеров: питерская сеть "Натур Продукт" приобрела московскую "Народную аптеку" и омскую "Мадлену", "Доктор Столетов" купил сеть "Доктор W", работающую на юге страны, в прошлом году "Ригла" купила ростовскую сеть "Будь здоров".

Впрочем, уже сейчас, по мнению Языкова, мелкие сети предпочитают развиваться самостоятельно, а не продаваться более крупным конкурентам.


«Северная звезда» открыла новый корпус фармацевтического завода в Низино

Компания «Северная звезда» обзавелась вторым корпусом предприятия в Низино в Ломоносовском районе. Как сообщили в пресс-службе правительства Ленобласти, там будут производить жидкие лекарственные препараты.

 
ЙОТТА-ФАРМ ЙОТТА-ФАРМ
Дальхимфарм Дальхимфарм
Канонфарма Канонфарма
Пептид-Био Пептид-Био
Авилон ФК Авилон ФК
Карипаин Карипаин
Органика Органика
Северная Звезда Северная Звезда
ЯФФ ЯФФ
Пальма Пальма
АО ПЕПТЕК АО ПЕПТЕК
Ретиноиды Ретиноиды
Косфарма Косфарма
МНТК Хирургия глаза МНТК Хирургия глаза