«b»На состоявшемся в Белгороде совещании министру здравоохранения и социального развития Михаилу Юрьевичу ЗУРАБОВУ пришлось приложить все усилия и весь свой дар красноречия, чтобы объяснить представителям регионов, каким он видит будущее отечественного здравоохранения.
Чиновники самого высокого ранга внимательно слушали, потому что, по сути, эта была их первая встреча с министром на таком форуме, затронувшем столь животрепещущую тему. “ФВ” пытался скомпоновать в единый материал мысли, высказанные министром на совещании.«/b»
«h2»Контроль качества ЛС«/h2»С 2005 г. в сфере контроля за оборотом ЛС, прежде всего тех, которые будут предоставляться льготным категориям граждан, Министерство здравоохранения и социального развития РФ намерено сделать в чем-то революционные шаги. Уже до конца 2005 г. мы надеемся, что в 7 федеральных округах будут развернуты специальные лаборатории, и я ожидаю улучшения ситуации в области контроля качества ЛС. Мы предполагаем, что ввоз льготных медикаментов для граждан будет осуществляться через специально созданную таможенную систему складов. И самое главное – в 2004 г. мы создали специальный федеральный орган по надзору в сфере здравоохранения и социального обеспечения.«h2»Референтные цены«/h2»Ни в одной европейской стране нет такого колебания цен. Там цены регулируются если не государством, то (косвенно) созданием системы референтных, предельных цен. Мы переходим к установлению таких цен и считаем это принципиально важным. Любая компания может участвовать в этой программе; планируются тендеры на участие в ней. В ближайшее время мы намерены подписать или начать подписывать соглашения, позволяющие иметь предсказуемые цены на будущий год и, самое главное, механизм поставки.«h2»ЛС и страховые компании«/h2»Необходимо сделать ЛС доступными для каждого человека. В России механизм обеспечения ЛС абсолютно не соответствует условиям мирового сообщества. Ни в одной стране мира человек за свои деньги медикаменты не покупает. Везде существует система страхования этих расходов, лечение оплачивается из страховых фондов, потому что там стоимость ЛС такова, что вообще не по карману нашим соотечественникам. Кроме того, необходимо переходить к системе, при которой повышается ответственность работодателя за здоровье своего работника. Фонды медицинского страхования будут выставлять счета организации, в которой работает человек, получивший медпомощь, если работодатель не застраховал работника и не перечислил необходимую сумму.«h2»Закупки ЛС не будут централизованными«/h2»В 2005 г. мы откажемся от централизованных закупок. Сейчас до 45% ЛС закупается государством. Решение о закупке принимается конкретными руководителями фармации, здравоохранения, аптечного учреждения. Финансируется закупка за счет государства. Мы же предлагаем поставлять медикаменты по определенным правилам и устанавливать предельные цены. Влиять на ассортиментную политику и принимать решение о закупках никакой чиновник уже не сможет. Медикаменты должны быть в аптеке. Для нас не имеет значения, кто их купил.Такой механизм изменит, как мне кажется, ситуацию кардинально: уменьшит субъективизм в принятии решений и постепенно выведет нас на путь, которым прошло большинство европейских стран. Мы всего лишь будем оплачивать фактически отпущенные ЛС, выписанные врачом. Причем врач в рецепте укажет больному МНН препарата, который необходим для лечения, а не конкретную торговую марку, что зачастую стало обычным явлением. Мы также планируем сформировать базу по МНН.Сейчас мы ведем переговоры по ЛС, которые не производятся в России, но они чрезвычайно важны для больных, в частности, сахарным диабетом I типа. Мы в состоянии, действуя в рамках полномочий, предоставленных правительством, договориться с основными производителями о значительном сокращении стоимости цены на эти ЛС. Компании хотят от нас лишь одного — гарантии, что каждый медикамент будет оплачен, и она будет им дана. Мы предполагаем, что на начальном этапе подписание подобного соглашения позволит сразу получить под запуск системы товарный кредит в объеме 2-3-месячной потребности. И именно эти поставки позволят нам запустить работу всей системы еще до начала финансирования. Аптечному учреждению могут быть возмещены либо отпущенный препарат, если его цена превышала предельную, с оплатой стоимости операционных расходов, либо установленная предельная цена. Не собираемся ничего излишне централизовать. Может случиться, что аптечные учреждения, руководствуясь совершенно понятными принципами экономического интереса, объявят, что ЛС у них по такой цене нет, не смогли их закупить, или фармпредприятия, работающие в области, объявят, что по такой цене поставки осуществлять не могут. Что тогда делать? Ответственность за поставки и колебания цен берет на себя национальный дистрибьютор, работающий в данном регионе.«h2»Система дистрибуции«/h2»Схема поставки ЛС определенного торгового названия — задача дистрибьютора, это не задача чиновника. Работу дистрибьюторов мы будем оценивать не по общему показателю стоимости закупки, а по количеству проданных упаковок. Оплачиваться будут фактически отпущенные ЛС, выписанные по рецепту. Мы также предполагаем создать систему национальных дистрибьюторов, которые будут обеспечивать резерв-ный запас ЛС на случай, если децентрализованные поставки приведут к нехватке медикаментов в аптечной сети либо цены на них начнут расти. Планируется, что это будут 10—15 крупнейших компаний, работающих на фармрынке в большинстве регионов России. Их задача — хранить на складе страховой запас объемом на уровне федерального округа или крупного субъекта Федерации и гарантировать, что сбоя в поставках ЛС по согласованным ценам не будет.«h2»Установлением инвалидности будет заниматься федеральный центр«/h2»Принято принципиальное решение, что бюро медико-социальной эспертизы будут переданы под юрисдикцию России. В связи с этим с 2005 г. федеральные структуры будут заниматься всеми вопросами социальной, медицинской и трудовой реабилитации, установлением всех категорий инвалидности.Перерегистрации инвалидов и ветеранов производиться не будет. У нас в законе будет зафиксировано, что на 01.01.2005 г. осуществляется автоматическое приравнивание I группы инвалидности к III степени утраты трудоспособности и т.д. Переосвидетельствование инвалидов не производится в отношении лиц: достигших пенсионного возраста; инвалидность которых установлена в течение последних 15 лет; имеющих анатомические изменения. Перерегистрации по отношению к этим людям не будет ни в рамках работы по закону о трудовых пенсиях РФ, ни в рамках работы по организации ежемесячной денежной выплаты. Что касается граждан более молодого, трудоспособного возраста, то, разумеется, состояние их здоровья будет переосвидетельствоваться. Мы будем проводить активные программы реабилитации этих граждан, возвращая их в трудовую жизнь. Переосвидетельствование будет сопровождаться изменением степени инвалидности.«h2»Реформа системы льгот«/h2»С моей точки зрения, наиболее важным направлением, на котором надо сосредоточить сейчас основные усилия, является работа по технологии предоставления льгот на 2005 г. В каждом регионе эта задача решалась по-разному. Унификация принципов, процедур и правил, составление единого перечня льготников — наиболее сложная задача, которую надо решить за ближайшие четыре месяца.Это принципиальное решение. Как надо начать реализовывать его? Мы планируем изменить систему льгот наиболее социально уязвимой части населения, за которую государство платит и так. Из всего перечня установленных льгот основными являются льготы по лекарственному обеспечению. Бесплатная медпомощь и ЛС — это приоритет. Если будет принято решение о разграничении полномочий, я считаю, что основная из всех льгот — медикаменты. На их приобретение идут основные расходы. Мы хотим забрать деньги у государства и сделать этот проект от начала до конца. Пока осуществить эту программу для пожилых людей, а с 2006 г. — и для граждан трудоспособного возраста.«h2»Схема денежных выплат«/h2»На 01.01.2005 г. база данных уже будет сформирована и начнется доплата. Одновременно с пенсией по отдельной накладной ведомости будет выплачиваться эта сумма. Однако есть опасения, что кто-то окажется вне списка на получение денежной компенсации. В этом случае с 01.03.2005 г. гражданин будет иметь право написать заявление в Пенсионный фонд РФ с просьбой собрать по нему необходимые документы на получение ежемесячной денежной выплаты. Писать заявление раньше этого срока нельзя, только после апробации выплат. Но даже если пенсионер попадет в список с опозданием, он получит все выплаты начиная с 01.01.2005 г. Пока планируется, что выплаты будут получать только граждане России.«h2»Выравнивание уровня медпомощи в регионах«/h2»Нам говорят: “Давайте расширим круг наших обязательств”. Но для этих программ нужны дополнительно 70—100 млрд руб. И где их взять? Способ только один — собраться вместе с губернаторами и договориться, что в федеральном бюджете будут централизованы какие-то дополнительные доходы, которые пока остаются в субъектах РФ. Но доходы у регионов разные: есть богатые регионы и победнее. Однако в них проживают граждане, имеющие одинаковые права на льготы. Если мы пошли в направлении единых подходов и принципов финансовой обеспеченности по расходам на ЛС, то должны то же самое сделать и в отношении расходов на медпомощь. Мы должны стремиться к тому, чтобы подушевой норматив как минимальный стандарт исполнялся по всей России. Но тогда возникнут все основания уйти от сметного принципа финансирования. Сейчас мы централизуем часть доходов в ФОМС и будем дополнительно помогать слабым регионам в финансировании медуслуг для населения. Мы планируем создать единое по России исполнение глобального бюджета здравоохранения и расходование его по одним правилам.«h2»Контингенты льготников«/h2»Государство берет на себя категории граждан, требующие дополнительного финансирования. Так, под опекой государства останутся 40% инвалидов, больных сахарным диабетом, 100% больных гипофизарным нанизмом, все ветераны Великой Отечественной войны (ВОВ). Нам надо четко разграничить контингенты, чтобы не пропали ущемленные категории населения. Какая в этом смысле задача центра? В соответствии с разграничением полномочий регионы будут вынуждены тянуться за теми правилами, регламентами, которые будут реализовываться федеральным правительством. Это тоже непросто, и готовность навести порядок в отношении категорий льготников, которые находятся под патронажем субъектов РФ, не у всех присутствует. Но, с другой стороны, до этого регионы финансировали ветеранов, участников ВОВ, и эти средства предусматривались — это доходы субъектов РФ. Исходя из этого надо подумать, что делать с такими категориями, как труженики тыла и ветераны труда. Последние никаких льгот не имели. Можно сделать общий проект по их обслуживанию, купив, например, страховку с 50%-ной скидкой.«h2»Финансирование медицинской и лекарственной помощи неработающим пенсионерам«/h2»Медпомощь оказывается в недостаточном объеме из-за недостатка средств. Финансировать медицинскую и лекарственную помощь, как правило, должны региональные бюджеты. Надо экономически стимулировать субъекты РФ, чтобы они платили за неработающее население. Как это сделать? Два года назад Правительство РФ начало работу по наполнению финансовыми средствами соответствующих фондов, которые финансируют медпомощь неработающим гражданам. И начали наполнять эти ФОМС: 50% необходимой суммы платит федеральный фонд, 50% — регионы. Средства эти заморожены, потратить их можно только на оплату медпомощи неработающим пенсионерам. Расходуются они только тогда, когда выставлен счет на лечение. ЛПУ заинтересованы потратить эти деньги — пригласить пенсионера, оказать ему больше дополнительных услуг, провести диагностику, выписать дополнительные ЛС.По такому принципу работает программа Пенсионного фонда РФ адресной медпомощи неработающим пенсионерам, в которой принимают участие 30 регионов. В 2004 г. мы предполагаем, что уже 40 регионов войдут в эту программу, являющуюся основой, чтобы в дальнейшем включать в объем предоставляемых льгот пенсинерам не только бесплатную медпомощь, но и ЛС, санаторно-курортное лечение и другие виды услуг.«h2»Источники и механизмы финансирования медпомощи льготникам«/h2»Цель программы — увеличить базу доходов здравоохранения для исполнения гарантий оказания помощи людям пожилого возраста. Финансируется только то, что касается конкретного пенсионера, оплачивается все только по факту лечения. Не финансируются пустующая койка, расходы, потраченные на другие категории пациентов. Модернизация льгот построена на этих же принципах — надо полностью заплатить за все, что сделано, по согласованной цене. Ситуация и в здравоохранении, и в смежных отраслях через какое-то время нормализуется. Сейчас основная проблема заключается в том, что мы не всегда можем выставить счет за лечение, не всегда можем четко определить и учесть, что было сделано для каждого человека. Это технологическая проблема. И ее надо научиться решать. Тогда финансирование станет абсолютно адресным и целевым. Вот к этому мы и стремимся сейчас. И если кто-то возражает, я думаю, что эти люди просто не могут наладить учет и такую организацию работы. Риск у нас предельно простой — мы готовы заплатить за все, только дайте нам четкий отчет о том, как вы эти средства расходуете.