Не секрет, что рынок медикаментов и парафармацевтической продукции наводнен недобросовестной рекламой.

Особенно ярко это проявляется в сфере обращения БАД. Неблаговидные приемы продвижения продукции создают определенные преимущества нечистым на руку компаниям, однако серьезно вредят добросовестным производителям и тормозят развитие рынка в целом. У фармсообщества есть что противопоставить недобросовестному продвижению БАД, уверен генеральный директор ЗАО “Партнер” Игорь Измайлович ВАЙНШТОК.

Для начала необходимо разобраться, какое поведение на рынке можно считать недобросовестным. Федеральный закон № 108-Ф3 от 18.08.95 “О рекламе” трактует это достаточно четко. Статья 6 гласит, что “недобросовестной является реклама, которая вводит потребителей в заблуждение относительно рекламируемого товара посредством имитации (копирования или подражания) общего проекта, текста, рекламных формул, изображений, музыкальных или звуковых эффектов, используемых в рекламе других товаров, либо посредством злоупотребления доверием физических лиц или недостатком у них опыта, знаний, в т.ч. в связи с отсутствием в рекламе части существенной информации. Недобросовестная реклама не допускается”. Статья 9 того же закона дает определение заведомо ложной рекламе, “с помощью которой рекламодатель (рекламопроизводитель, рекламораспространитель) умышленно вводит в заблуждение потребителя рекламы. Заведомо ложная реклама не допускается”. Прописано в нашем законодательстве и понятие недобросовестной конкуренции. В ст. 10 Закона РСФСР № 948-1 от 22.03.91 “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” говорится, что “не допускается недобросовестная конкуренция, в т.ч.: распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара или его изготовителей”. Не правда ли, фармсообщество то и дело сталкивается с фактами нарушения этих законодательных актов?

Теперь давайте попытаемся разграничить понятия “лекарство” и “БАД”. Статья 4 Федерального закона № 86-Ф3 от 22.06.98 “О лекарственных средствах” определяет лекарственные средства как “вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств. Лекарственные препараты – дозированные лекарственные средства, готовые к применению…”.

В законе четко обозначены функции лекарств – диагностика, лечение и профилактика болезней. О БАД говорится в ст. 1 Федерального закона № 29-ФЗ от 02.01.2000 “О качестве и безопасности пищевых продуктов”: “Биологически активные добавки — природные (идентичные природным) биологически активные вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов”. О лечении или профилактике речи в законе не идет. Однако методическими указаниями МУК 2.3.2.721-98 понятие “БАД” трактуется немного иначе: “Биологически активные добавки к пище – композиции натуральных или идентичных натуральным биологически активных веществ, предназначенных для непосредственного приема с пищей или введения в состав пищевых продуктов с целью обогащения рациона отдельными пищевыми или биологически активными веществами и их комплексами”. Здесь же говорится о профилактической функции БАД: “Парафармацевтики – биологически активные добавки к пище, применяемые для профилактики вспомогательной терапии и поддержки в физиологических границах функциональной активности органов и систем”. По-видимому, принимая в данной редакции методические указания, Минздрав стремился в какой-то мере скомпенсировать “экстремистскую” по отношению к БАД позицию законодателей. Но заметим, что даже в методических указаниях нет упоминания о лечении как области применения БАД.

Меры противодействия недобросовестному продвижению БАД

    Законодательные:

  • устранить противоречия в определениях БАД в законодательных и нормативных актах;

    внести в действующие законодательные акты запрет на государственную регистрацию БАД и ЛС под одним наименованием.

    Нормативные:

  • регламентировать маркировку БАД;

  • установить правила реализации БАД в аптечных учреждениях, исключающие введение потребителя в заблуждение.

    Общественные:

  • создать общественную систему мониторинга рекламы БАД и ЛС, обеспечивающую обращение в судебные органы при выявлении нарушений.

Существующая в нормативно-правовой базе коллизия осложняет ситуацию на рынке. Использование противоречий в законодательстве если и дает какие-то краткосрочные преимущества, в долгосрочном стратегическом плане является бесперспективным.

В соответствии с назначением препаратов выстроена государственная система контроля за оборотом ЛС и БАД. Для ЛС предписан контроль эффективности, безопасности и качества; для БАД – состава, безопасности и качества. Таким образом, если производитель позиционирует свои препараты как источник недостающих компонентов в рационе человека – витаминов, микро- и макроэлементов, биологически активных веществ, регистрировать и продвигать свою продукцию он должен в качестве БАД. Если же применять препарат предлагается с целью лечения, необходимо доказать его эффективность, зарегистрировать в качестве ЛС и соответствующим образом осуществлять его продвижение на рынок.

Типовые примеры недобросовестного продвижения БАД

  • Реклама в средствах массовой информации БАД как средств для лечения заболеваний, в т.ч. онкологических.

  • Указание в качестве производителя БАД авторитетных производителей ЛС.

  • Производство БАД в упаковке, не различимой с ЛС.

  • Продажа в аптечных учреждениях БАД как ЛС.

Занимаясь мониторингом рынка рекламы, наша компания столкнулась с огромным количеством примеров недобросовестного продвижения БАД. Приведу наиболее типичные из них. Чаще всего приходится встречаться с массированной рекламой в СМИ биологически активных добавок как средств для лечения всевозможных заболеваний —даже онкологических, что находится просто за гранью добра и зла. Бывает, что в качестве производителей БАД указываются авторитетные предприятия, не имеющие отношения к этим препаратам. Однажды я попытался выяснить, кто производит биодобавку, которая, судя по аннотации, лечит почти все болезни, в т.ч. “навсегда избавит от дисбактериоза”. Позвонив по указанному на этикетке телефону, я услышал, что препарат изготавливается на “Нижфарме”. Разумеется, чудо-средство к продукции уважаемого предприятия никакого отношения не имеет.

Другое часто встречающееся явление – БАД присваиваются названия, аналогичные лекарственным средствам. Мы насчитали около 30 абсолютно идентичных наименований. Кроме того, БАД нередко фасуются в упаковку, неотличимую от упаковки ЛС. Довольно распространено нарушение положения, обязывающего производителей БАД указывать на этикетке, что данный препарат не предназначен для лечения. Случаются и почти анекдотичные ситуации, когда соответствующая надпись на этикетке присутствует, но прочитать ее можно, только вооружившись микроскопом. Достаточно типичным примером недобросовестного продвижения БАД является их продажа в аптечных учреждениях в качестве ЛС.

Каким образом можно поставить заслон недобросовестному продвижению БАД? Все меры противодействия могут осуществляться в трех направлениях: законодательном, нормативном и общественном. Что касается законодательной базы, даже ее сегодняшнее состояние вполне позволяет бороться с нечестным продвижением биодобавок. При этом желательно быстрее устранить противоречия в определении БАД в законодательных и нормативных актах. Необходимо четко определиться, возможно ли применение БАД в качестве профилактических средств. Чтобы узаконить существующую де-факто практику, необходима соответствующая инициатива “снизу”. Заинтересованные общественные организации имеют на руках все карты, чтобы стать субъектом данной законодательной инициативы и добиться положительного решения вопроса.

В Законе “О лекарственных средствах” указано, что различные лекарства не могут носить одно и то же название. Не допускает аналогичных наименований и Закон “О качестве и безопасности пищевых продуктов”. Однако пока законодательно не закреплено, что одинаковые названия не могут носить БАД и ЛС. Запрет на госрегистрацию БАД и ЛС под одним и тем же наименованием обязательно нужно внести в действующие законодательные акты.

В нормативной области необходимо регламентировать маркировку БАД. Кроме того, в аптечных учреждениях следует установить правила реализации БАД, исключающие введение потребителя в заблуждение.

Теоретически, чтобы навести порядок на рынке, перечисленных мер вполне достаточно. Проблема в том, что, как заметил в свое время еще М.Е. Салтыков-Щедрин, суровость российских законов искупается необязательностью их исполнения. Поэтому нужны и общественные меры борьбы с нечестным поведением на рынке. Необходимо создать общественную систему мониторинга рекламы БАД и ЛС, обеспечивающую обращение в судебные органы при выявлении нарушений. “Цена вопроса” с учетом объемов отрасли, на мой взгляд, невелика – хватит и нескольких человек, занимающихся анализом рекламных текстов.

Осуществить предлагаемые мной меры не так уж и сложно. Главное – желание добросовестных участников рынка объединиться в противостоянии нечистоплотным методам ведения конкурентной борьбы. Польза от этого несомненна. Обращение БАД станет “прозрачным”. Вернется доверие потребителей к этой продукции, что обернется прибылью и для добросовестных производителей, и для распространителей БАД.


Пептидные комплексы против диабета!

Диабетический пептидный комплекс (Панкраген, Кардиоген, Нормофтал.  Везилют.)

Отвечая на вопросы потребителей о комплексной профилактике хронических заболеваний, команда специалистов ТД Пептид Био разработала новый продукт.

 
Дальхимфарм Дальхимфарм
Пальма Пальма
ЙОТТА-ФАРМ ЙОТТА-ФАРМ
Авилон ФК Авилон ФК
Ретиноиды Ретиноиды
Косфарма Косфарма
Органика Органика
МНТК Хирургия глаза МНТК Хирургия глаза
АО ПЕПТЕК АО ПЕПТЕК
Карипаин Карипаин
Канонфарма Канонфарма
ЯФФ ЯФФ
Северная Звезда Северная Звезда
Пептид-Био Пептид-Био