В Белгороде 17 июля состоялось совещание-семинар на тему “Итоги реализации программ медицинской и лекарственной помощи и задачи в области здравоохранения и государственной социальной поддержки в соответствии с разграничением предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации”.

В совещании приняли участие представители системы здравоохранения из 85 регионов России.

Особую важность и исключительно деловой настрой совещанию придало участие в нем министра здравоохранения и социального развития России М.Ю. Зурабова, зам. министра здравоохранения и социального развития В.В. Стародубова, руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Р.У. Хабриева, в докладе которого была представлена принципиально новая модель организации лекарственного обеспечения льготников, председателя Фонда социального страхования России Г.Н. Кареловой, директора ФОМС А.М. Таранова, председателя правления Пенсионного фонда РФ Г.Н. Батанова, представителей Счетной палаты и страховых компаний.

М.Ю. Зурабов сразу же задал вектор совещания: практически все доклады так или иначе касались преобразований в российском здравоохранении, которые намечено провести в ближайшие годы. В первую очередь речь шла об изменениях системы льгот для населения.

Единая система ценообразования

Каждая позиция Единого перечня ЛС сопровождается фиксированной (референтной) ценой.

Референтная цена — цена производителя/первичного импортера ЛС, рассчитанная на основании мониторинга параметров рыночного обращения по стандартной методике.

Любая компания, производящая бренды, действующая композиция которых соответствует Единому перечню, может добровольно заключить с уполномоченным федеральным органом квалификационное соглашение о своем согласии поставлять свой препарат по референтной цене.

Референтные цены рассчитываются различным способом для дженериков и инновационных продуктов:

  • для дженериков рассчитывается средняя цена аналогичных продуктов в течение анализируемого периода без учета минимума и максимума;

  • для инновационных продуктов рассчитывается либо средняя входящая цена шести крупнейших дистрибьюторов, либо устанавливается доля средней цены на это же ЛС в системе лекарственного страхования трех европейских стран.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Р.У. Хабриев

Министр объявил собравшимся, что привычная система льгот, которая существовала для отдельных категорий россиян, вовсе не отменяется: “Мы не собираемся отменять систему льгот, а хотим изменить, существенно улучшив, механизм их финансирования”. С помощью убедительных цифр М.Ю. Зурабов пытался доказать представителям из регионов, что прежняя система льгот изжила себя, никогда не финансировалась в достаточном объеме, а механизм контроля за распределением этих средств состоял сплошь из недостатков. Он особо подчеркнул, что обязательства государства не были четко прописаны и определены. Доведение финансовых средств туда, где оказывается услуга, должно осуществляться по единым стандартам, тарифам, по понятным процедурам, оно должно быть прозрачным.

Из всего перечня льгот М.Ю. Зурабов считает наиболее важными и требующими серьезного финансового подкрепления льготы на лекарственное обеспечение и транспортные услуги. На осуществление всего проекта на следующий год государство выделяет 170 млрд руб., из них 53 млрд — на лекарственное обеспечение, 11 млрд – на санаторно-курортное лечение, 6 млрд – на обеспечение транспортных льгот. В целом финансирование всего социального пакета будет стоить 70 млрд руб.

Порядок выписки рецептов

Система назначений лекарств пациентам должна предусматривать:

  • Ведение первичного учета пациентов, имеющих право на лекарственное обеспечение в составе Программы на уровне участка — ЛПУ.

  • Формирование ежемесячного заказа на базовый склад района или уполномоченный склад Партнера программы.

  • Выписку рецептов по МНН.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Р.У. Хабриев

По мнению министра, сейчас в России сложились благоприятные экономические условия и политический климат, когда государство может решать практические задачи, чтобы кардинально изменить ситуацию в социальной сфере в лучшую сторону. Необходимо воспользоваться этим моментом, считает М.Ю. Зурабов.

Сегодня на лечение одного пенсионера в среднем ежегодно направляется 1,2 — 1,8 тыс. руб., а в связи с новыми изменениями на лекарственное обеспечение неработающего пенсионера будет направлено почти в 3 раза больше — 4 тыс. При этом министр сообщил, что государство берет на себя финансирование льгот, в т.ч. обеспечение медикаментами и медпомощью ветеранов Великой Отечественной войны и категорий лиц с ВИЧ-инфекцией и такими социально значимыми болезнями, как туберкулез, сахарный диабет I типа, и др., требующими значительных финансовых расходов. Для поддержки указанных категорий больных предполагается расходование средств из федеральных целевых программ, которые планируется сохранить. Нельзя говорить, что на бесплатную медпомощь этим категориям граждан не хватает финансирования, отметил М.Ю. Зурабов. Всего более 13 млн нуждающихся должны быть обеспечены бесплатными лекарствами.

Слова министра подтвердил в своем выступлении губернатор Белгородской области Е.С. Савченко. По его словам, в области проживает 181 тыс. ветеранов ВОВ и тех, кто имеет право на льготы. На будущий год госбюджет предусматривает выделить им 2230 млн руб., что в 13,5 раза больше, чем в этом году. “Конечно, у меня положительное отношение к предложению правительства заменить систему льгот на денежные компенсации. Считаю, что это стратегическая задача”, — сказал губернатор. Но в то же время его беспокоит ситуация, при которой в неравных социальных условиях могут оказаться ветераны труда и тыла, также имеющие льготы, но бремя забот о которых перекладывается на плечи регионов. Е.С. Савченко высказал пожелание, чтобы какая-то часть из 310 тыс. жителей Белгородской области, имеющих право на льготы, осталась на бюджете у государства. Подсчеты показали, что на выплаты компенсаций для ветеранов труда и тыла в 2005 г. необходимо выделить из средств региона 1891 млн руб. Бюджет Белгородской области и бюджеты 80% субъектов такими возможностями не располагают, считает губернатор. Для реализации подобной задачи нужны четкие межбюджетные отношения.

Однако прежде чем начать выплату компенсаций, предстоит провести огромную работу по созданию единого электронного регистра, или перечня категорий граждан, которые претендуют на выплаты. Такая работа уже начата Пенсионным фондом РФ, т.к. в его базе имеется почти 70% необходимых сведений о тех, кто будет получать выплаты из федерального бюджета. Параллельно такие регистры будут создаваться в каждом регионе. О задачах и требованиях к регистру, о возможностях получать выплаты в любой форме, которая покажется удобной, рассказал Г.Н. Батанов. Главное, чтобы вся технологическая цепочка была четко продумана и организована. Назначение регистра – создать единое информационное социальное пространство.

Функции и полномочия субъектов организации лекарственного обеспечения

Министерство здравоохранения и социального развития РФ разрабатывает и утверждает нормативную базу программы, а также параметры обеспечения (перечни ЛС и основных заболеваний, стандарты лечения), нормативы обеспечения, референтные цены, тарифы и контрольные показатели.

Уполномоченный федеральный орган по организации программы проводит тендер по отбору партнеров программы, заключает соглашения о присоединении с производственными фармкомпаниями и первичными импортерами, формирует реестр уполномоченных производителей/импортеров.

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития на федеральном уровне осуществляет надзор за деятельностью партнеров программы, выполнение параметров и нормативов обеспечения ЛС; подготавливает для утверждения Минздравом проект референтных цен перечня ЛС, тарифов и контрольных показателей.

Фонд социального страхования РФ представляет сведения об имеющих право на господдержку гражданах, содержащиеся в Едином федеральном регистре.

ФОМС осуществляет координацию деятельности ТФОМС.

Производственные фармкомпании/первичные импортеры на условиях контрактов с партнерами программы осуществляют поставку ЛС в соответствии с заявкой и в пределах утвержденных референтных цен.

Партнеры программы отвечают за всю систему обеспечения ЛС граждан, имеющих право на государственную социальную поддержку в соответствии с федеральным законодательством вплоть до конкретного пациента; за полноту обеспечения, соответствие процедуры и результатов обеспечения параметрам, нормативам и контрольным показателям. Свою деятельность осуществляют на территории федерального округа, установленного в результате тендера, в пределах тарифов.

Уполномоченный склад партнера программы на территории субъекта РФ является центральным звеном лекарственного обеспечения граждан, имеющих право на государственную социальную поддержку в соответствии с федеральным законодательством на территории субъекта РФ. Может не являться собственностью партнера программы, а привлекаться вместе с соответствующей системой аптек и аптечных пунктов, отвечающих за отпуск льготных ЛС в регионе, на условиях субподряда. Если в регионе отсутствует или существует неэффективная (параметры которой не соответствуют утвержденным) система льготного обеспечения, партнер программы за счет собственных и привлеченных средств и прочих ресурсов обязан ее сформировать. Отвечает за контроль выписки рецептов через склад или соответствующие собственные подразделения, расположенные на территории ЛПУ. В случае необходимости и в зависимости от условий региона организует дистанционную доставку ЛС пациентам по назначениям врачей.

ТФОМС осуществляет страхование граждан, имеющих право на государственную социальную поддержку в соответствии с федеральным законодательством согласно Единому федеральному регистру на территории региона.

Страховая(-ые) компания(-ии) осуществляет(-ют) оплату за отпущенные ЛС партнеру программы через уполномоченный склад партнера на территории субъекта РФ; при необходимости страхует(-ют) риски программы, связанные с правильностью назначений, отпуска и оплаты ЛС.

Территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в субъекте РФ осуществляют надзор за деятельностью партнеров программы, выполнение параметров и нормативов обеспечения ЛС на уровне субъекта РФ.

Органы здравоохранения и социального развития субъекта РФ осуществляют надзорные и контрольные функции за соблюдением нормативов и параметров обеспечения в той части, которая может быть делегирована Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и/или в отношении дополнительных программ субъекта РФ по обеспечению ЛС граждан, имеющих право на социальную поддержку в соответствии со сферой ответственности и в пределах бюджета субъекта РФ.

Базовый склад района является подразделением или субподрядной организацией уполномоченного склада по снабжению района субъекта РФ.

ЛПУ является ключевым элементом в системе обеспечения программы, уполномоченным осуществлять назначения ЛС конкретным прикрепленным пациентам; осуществляет внутренний контроль правильности назначения; формирует заявку на лекарственное обеспечение. Выдача назначенных врачом ЛС производится либо через прикрепленные аптеки, либо через ФАПы, либо через аптечные пункты, расположенные непосредственно на территории ЛПУ. Точки отпуска ЛС являются организационными подразделениями или субподрядной организацией базового склада района.

ФАП, являющийся удаленным подразделением ЛПУ, может также выполнять функции удаленного подразделения аптечного пункта в системе лекарственного обеспечения участников программы.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Р. Хабриев

Понадобится регистр и для работы Фонда социального страхования, на который возложена ответственность увеличить число людей, получающих санаторно-курортное лечение. Сейчас фонд проводит работу по созданию электронной базы нуждающихся в оздоровлении и перечня курортов и санаториев, готовых принять таких людей. Предполагается, что эта работа позволит направить в санатории на лечение всех ветеранов войны уже в 2005 г. Как сообщила Г.Н. Карелова, в списке на лечение находятся более 1 млн нуждающихся; из них 616 тыс. — инвалиды ВОВ.

На совещании М.Ю. Зурабову пришлось давать много комментариев и отвечать на самые различные вопросы, касающиеся реформирования медпомощи и лекарственного обеспечения. Чувствовалось, что для министра было очень важно рассказать в целом и детально об изменениях, грядущих в социальной сфере, чтобы представители из регионов поверили в его проект и поддержали.

В завершение совещания, судя по реакции участников, ему это удалось: зал провожал министра аплодисментами. М.Ю. Зурабов напомнил участникам семинара, что нынешняя встреча — только начало работы.


«Северная звезда» открыла новый корпус фармацевтического завода в Низино

Компания «Северная звезда» обзавелась вторым корпусом предприятия в Низино в Ломоносовском районе. Как сообщили в пресс-службе правительства Ленобласти, там будут производить жидкие лекарственные препараты.

 
Карипаин Карипаин
Органика Органика
Пептид-Био Пептид-Био
Пальма Пальма
Канонфарма Канонфарма
ЯФФ ЯФФ
Северная Звезда Северная Звезда
АО ПЕПТЕК АО ПЕПТЕК
Косфарма Косфарма
МНТК Хирургия глаза МНТК Хирургия глаза
Ретиноиды Ретиноиды
ЙОТТА-ФАРМ ЙОТТА-ФАРМ
Дальхимфарм Дальхимфарм
Авилон ФК Авилон ФК