Фармацевтические компании, как и другие коммерческие организации, стремятся к устойчивому положению на рынке и извлечению прибыли. Однако достигать высоких результатов на российском рынке становится все сложнее.

По итогам 2018 г. можно отметить замедление темпов роста данного рынка. В 2018 г. его объем составил 1 682 млрд руб., что на 2,6% выше показателя 2017 г. Динамика роста рынка замедлилась с 2016 г. До этого ежегодно объем потребления лекарственных средств возрастал более чем на 14%1.

Одним из наиболее стабильных источников доходов фармрынка является государственный заказ. Объем рынка, обеспеченный государственными деньгами – госпитальные закупки, льготное лекарственное обеспечение (включая программы ВЗН, ОНЛС) и региональная льгота – на протяжении 2016–2018 гг. остается относительно стабильным и сотавляет около 31% объема рынка лекарств2.

В целом по результатам 2018 г. сфера закупок лекарственных препаратов для государственных и муниципальных нужд занимает второе место после сферы строительства по количеству заключенных контрактов и составляет 320 млрд руб. (5% от общего объема заключенных контрактов)3.

Если посмотреть чуть шире на развитие сферы здравоохранения в России, то по результатам 2018 г. наибольшее количество заказчиков осуществляли закупки в рамках реализации Государственной программы РФ «Развитие здравоохранения» – 3 741 (11,3% от общего количества заказчиков, осуществлявших закупки в 2018 г. в рамках реализации госпрограмм)4.

Безусловно, госзаказ является одним из наиболее привлекательных финансовых источников на период кризисных явлений в экономике, но при этом достаточно высокими при работе в данной сфере становятся антимонопольные риски.
Защита и развитие конкуренции на торгах обеспечивается сразу несколькими законами и десятками подзаконных актов, среди которых Закон о контрактной системе5 и Закон о защите конкуренции6.

Принимая во внимание повышенный контроль со стороны контрольных органов за расходованием бюджетных средств, крайне важным становится соблюдение антимонопольного законодательства при участии в торгах.

Обратим внимание на антирейтинг ФАС России по числу выявляемых картелей и иных антиконкурентных соглашений.

Сфера поставок лекарственных препаратов и медицинских изделий в нем занимает почетное второе место. ФАС подчеркивает, что деятельностью сговоров на закупках лекарств и медизделий охвачено уже 82 региона, почти вся территория страны7.

Второе место по объему госзаказа и количеству фактов антиконкурентного поведения указывает на высокую степень корреляции между объемами потенциальных антимонопольных рисков и работой ФАС России по выявлению фактов нарушений.

Принимая во внимание ежегодное увеличение финансирования на реализацию национальных проектов, среди которых «Здравоохранение», многие фармкомпании получат не только дополнительный источник дохода, но и будут находиться под пристальным вниманием общественных и государственных контролеров. Совокупные расходы только на нацпроект «Здравоохранение» до 2024 г. составят 1,726 трлн руб., и большая часть из этих средств будет распределена на торгах.
Напомним, что риски от нарушений антимонопольного законодательства на торгах весьма существенны и могут сильно подпортить не только репутацию предприятия и привести к многомиллионным «оборотным» штрафам, но и содержат вполне явные риски уголовного преследования.

ФАС России регулярно рапортует о новых штрафах для участников сговоров и возбуждении уголовных дел в сфере закупок лекарственных препаратов и медицинских изделий.

Один из самых крупных штрафов за последнее время уплачен в конце 2018 г. компанией ООО «ФАРМ СКД». Она была признана участником картеля на торгах на поставку лекарственных препаратов, медицинских изделий, средств дезинфекции и лечебного питания. Сумма штрафа составила более 85 млн руб. В случае его неуплаты в срок общество было бы привлечено к ответственности по ст. 20.25 КоАП РФ, что привело бы к удвоению суммы штрафа8.

В проекте Доклада о состоянии конкуренции за 2018 г.9 приведены следующие примеры успешного взаимодействия ФАС России и правоохранительных органов:

  • СУ СК России по Самарской области направлено в суд с обвинительным заключением – уголовное дело по обвинению бывшего заместителя министра здравоохранения Самарской области А.С. Навасардяна и других лиц, вступивших в сговор на торгах и совершивших преступления, предусмотренные частью 3 статьи 30, частью 2 статьи 178, частью 3 статьи 204, частью 1 статьи 286 УК РФ;
  • в Следственном департаменте МВД России расследуется уголовное дело по части 4 статьи 159 УК РФ в отношении бывшего министра здравоохранения Республики Дагестан Т.И. Ибрагимова, который в результате сговора с участниками торгов совершил хищение бюджетных средств, выделенных на закупки лекарственных препаратов, медицинского оборудования и медицинских изделий;
  • в ГСУ ГУ МВД России по Новосибирской области расследуется уголовное дело по части 2 статьи 178 УК РФ по факту заключения и реализации ООО «Компания Фито» и ООО «Терра» сговора на торгах при участии в 437 аукционах по поставке лекарственных средств и медицинских изделий для нужд ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр им. академика Мешалкина», в результате чего общества извлекли доход в особо крупном размере на сумму более 576 млн руб.

Анализ подобных дел показывает, что их фигурантами могут стать как чиновники разного уровня, главные врачи/работники ЛПУ за «помощь» в победе на торгах, так и руководители и работники коммерческих организаций, но уже за сговоры между собой (картели), с заказчиками и/или представителями власти.

В обобщенном виде основными антимонопольными рисками, которым подвержены фармацевтические компании, являются: картели и иные антиконкурентные соглашения; злоупотребление доминирующим положением в результате навязывания невыгодных условий контрагентам; экономически необоснованное ценообразование; нарушение антимонопольных требований к проведению торгов; недобросовестная конкуренция; нарушение законодательства о рекламе.

Существенно снизить антимонопольные риски возможно путем внедрения в организации антимонопольного комплаенса.

Понятие комплаенса заключается в соответствии внутренним и внешним требованиям, предписаниям, нормам.

Соответственно, антимонопольный комплаенс – это эффективный инструмент минимизации рисков нарушения антимонопольного законодательства, а в случаях с картелями или сговорами с властью/заказчиками – еще и рисков совершения преступлений.

В задачи комплаенса входит выявление, предотвращение и устранение подобных рисков с помощью инструментов комплаенс-контроля, которыми являются: локальные нормативные акты, регулирующие процедуры комплаенс-контроля; механизмы оповещения о нарушениях законодательства по каналу быстрой связи; обучение и тестирование по вопросам комплаенс-контроля; проведение расследований нарушений и подозрений в нарушениях комплаенс-процедур; применение мер наказания и стимулирования; использование антимонопольных оговорок в договорах. Самыми распространенными причинами возникновения комплаенс-рисков являются:

  • Неконкурентное поведение, вызванное незнанием законодательных запретов;
  • Отсутствие четких правил отбора контрагентов и работы с ними;
  • Нарушение собственных правил работы с контрагентами;
  • Выпуск рекламных материалов без согласования с юридическим департаментом;
  • Отсутствие проверки ценообразования на предмет соответствия антимонопольному законодательству.

Даже при полной готовности внедрить комплаенс-контроль в организации следует очень трепетно отнестись к разработке и внедрению подобной технологии.

Одним из последних проектов института стало внедрение в компании (лидер одной из отраслей промышленности, капитализация более 1 млрд долл. США) системы антимонопольного комплаенса. В целях предупреждения и предотвращения нарушений антимонопольного законодательства, а также минимизации последствий возможных нарушений экспертами института рекомендовано включить в систему комплаенс-контроля специальные механизмы, направленные на предупреждение и предотвращение антимонопольных рисков:

  • Автоматизированную систему выявления рисков, включая регулярное проведение check list, тестов и опросов;
  • Механизмы работы с обращениями о возможных нарушениях антимонопольной комплаенс-системы;
  • Проведение независимых корпоративных расследований нарушений антимонопольной системы;
  • Меры, стимулирующие соблюдение требований антимонопольного законодательства, реализованные в форме внедрения KPI для всех уровней управления.

Часто компании стараются своими силами справиться с данным объемом работы, не учитывая все тонкости и требования законодательства. К сожалению, неспособность трезво оценить расходы и правильно обозначить конкретные этапы и ступени реализации проекта приводит к потере дополнительных средств, сложностям в организации и, в конечном счете, к игнорированию передовых инструментов и методов работы.

Отсутствие комплаенс-системы лишает организации дополнительных способов сокращения сумм штрафов по нарушениям и доказательства отсутствия умысла нарушить закон. В настоящее время федеральный антимонопольный орган принимает во внимание акты внутриорганизационных расследований и доказательства по минимизации ущерба за совершенные правонарушения, но и это происходит только при соблюдении всех необходимых процедур, за которые отвечает система комплаенса.

Комплаенс-контроль в фармацевтической компании позволяет избежать неожиданных для организации и ее работников административных и уголовных санкций в связи с несоблюдением ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135 и ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273.

Кроме того, комплаенс-контроль позволяет в должной мере защитить деловую репутацию организации перед контрагентами и государственными регуляторами.

Безусловно, выбор между самостоятельной работой по сдерживанию антимонопольных рисков или привлечением профессионалов к помощи при внедрении комплаенса всегда остается за компанией. Но полностью игнорировать антимонопольные риски или продолжать совершать запрещенные антимонопольным законодательством практики – крайне рискованный путь, который может прерваться в любой момент.

 


1 Годовой отчет DSM Group — 2018 (https://dsm.ru/docs/analytics/Annual_report_2018_DSM.pdf )
2 Годовой отчет DSM Group — 2018 (https://dsm.ru/docs/analytics/Annual_report_2018_DSM.pdf )
3 Итоговый доклад о результатах деятельности Федерального казначейства за 2018 г. и основных направлениях деятельности на среднесрочную перспективу. http://roskazna.ru/o-kaznachejstve/plany-i-otchety/?year=2019
4 Там же.
5 Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
6 Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ.
7 Проект Доклада о состоянии конкуренции за 2018 г. https://fas.gov.ru/documents/685117
8 Новость на сайте ФАС России: ФАС В СМИ: ОДИН ИЗ САМЫХ КРУПНЫХ ШТРАФОВ ЗА СГОВОР НА ТОРГАХ ОПЛАТИЛА «ФАРМ СКД» https://fas.gov.ru/publications/17216
9 Проект Доклада о состоянии конкуренции за 2018 г. https://fas.gov.ru/documents/685117


Пептидные комплексы против диабета!

Диабетический пептидный комплекс (Панкраген, Кардиоген, Нормофтал.  Везилют.)

Отвечая на вопросы потребителей о комплексной профилактике хронических заболеваний, команда специалистов ТД Пептид Био разработала новый продукт.

 
Авилон ФК Авилон ФК
Дальхимфарм Дальхимфарм
ЙОТТА-ФАРМ ЙОТТА-ФАРМ
МНТК Хирургия глаза МНТК Хирургия глаза
ЯФФ ЯФФ
Северная Звезда Северная Звезда
Карипаин Карипаин
Косфарма Косфарма
Пальма Пальма
Канонфарма Канонфарма
Ретиноиды Ретиноиды
Пептид-Био Пептид-Био
АО ПЕПТЕК АО ПЕПТЕК
Органика Органика